Предотвращение суицида

Руководство по телефонному предотвращению суицида (самаритяне). Часть 1

Введение

Эта книга представляет перевод пособия для сотрудников телефонов экстренной психологической помощи, разработанного Обществом самаритян или Befrienders International. Именно благодаря энергии основателя этого общества англиканского священника Чад Вары и начал действовать первый Телефон Доверия в 1958 году. К работе на нем привлекались всегда только волонтеры, т.е. непрофессионалы, обладающие определенным душевным складом. Работа ТД направлена только на абонентов, находящихся в суицидальной готовности. Отсюда и большая сосредоточенность этого пособия на проблемах, связанных с самоубийствами.

Философия самаритян построена, по словам Чад Вары, на уважении и терпимости по отношению друг к другу. Прирожденным самаритянам с их естественным смирением и покорностью, что заставляет смотреть на себя как на людей, ничуть не более значительных (хотя, разумеется, и не менее значительных), чем те, кому они пытаются помочь, постичь это значительно легче. Обращающийся к нам человек часто не получает от близких не только уважения, но и просто внимания. И когда такой человек сталкивается с самаритянами, он понимает, часто преодолевая недоверие и скептицизм, что действительно интересен доброму незнакомцу, который готов выслушать рассказ о его бедах".

Активное слушание

Что такое Активное Слушание?

Активное слушание - это искусство понимания. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я забочусь о Вас, я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

А в результате?

  • повысится самооценка клиента;
  • возрастет его эмоциональная зрелость;
  • шире станет доступ к собственному опыту;
  • увеличится настойчивость в достижении личных целей;
  • снизится защита;
  • снизится авторитарность;
  • повысится готовность услышать других;
  • человек станет более чувствителен к другим;

Каковы цели А.С.?

Раз А. С. - это понимание, то, чтобы достигнуть понимания, мы должны:

  • хотеть понять,
  • создать вокруг себя атмосферу понимания,
  • быть готовым запрашивать информацию и проверять услышанное, чтобы прояснить то, что мы "понимаем".

Отсюда следует, что цель А. С. - поддержать или создать доверительную атмосферу в разговоре. Для этого мы должны быть принимающими и заботливыми и, одновременно, уважающими говорящего.

"Я о'кей. Вы о'кей". "Все, чем вы поделитесь со мною, останется в тайне". "Я хочу понять вас". Мы должны искать информацию и слушать, чтобы понять, без выдвижения гипотез и действий.

"Я буду думать и чувствовать с вами - а не о вас и не для вас". Это значит - обрабатывать и возвращать обратно то, что мы услышали, чтобы прояснить смысл сказанного. "Я надеюсь, что пояснения, которые я у вас попрошу, помогут вам самому лучше понять то, о чем мы говорим".

Какие навыки необходимы для овладения А.С.?

Обеспечивать поддержку, используя:

  • подлинный интерес к тому, что Вам сообщают;
  • минимальная поддержка, "знаки" понимания: короткие вербальные высказывания -"Да", "Угу" и т.п.
  • выражение поддержки, более длинные вербальные "связи" - "Я с вами", "Я вас слышу", "У меня много времени. Я никуда не спешу"
  • валидизация: давайте чувствам говорящего статус нормальных и естественных, имеющих право на существование - "Я могу понять то, что вы испытывали именно такие чувства. Если бы подобное случилось со мной, я бы тоже чувствовал злость".

Искать информацию, используя:

  • повторение - повторять сказанное дословно;
  • парафраз - новые слова с тем же смыслом, особенно в связи с чувствами, которые необходимо прояснить - "Я слышу, что вы говорите... ", "То есть вы хотите сказать, что... "
  • открытые вопросы - вопросы, требующие ответа без "нет" или "да". Вопросы, начинающиеся на "Что…", "Кто…", "Как…", "Когда…";
  • рефлексия - ваши интуитивные догадки и эмоциональные ощущения, которые не выражаются словами. "Выразите, как вы ощущаете это, по другому";
  • метафоры и сравнения - используйте сравнения с реальным, чтобы помочь лучше определить чувство или ощущение. "Это похоже на ощущения маленького ребенка, которого бросили одного на вокзале".

Пример А.С.:

Слушание по старому стилю может создавать напряженность и непонимание.

Сэм: Дорогая, я плохо себя чувствую. Обязательно ли нам идти обедать с Андерсонами?

Кэй: Бывало ли такое, чтобы ты пожелал выйти со мной куда-нибудь? Я ненавижу сидеть дома. Раз ты не желаешь идти со мной, видимо, мне придется идти без тебя.

А. С. направлено на понимание, эмпатию и поиск решения:

Сэм: Дорогая...

Кэй: Ты плохо выглядишь. Что случилось?

Сэм: Ничего, просто немного болит голова.

Кэй: Похоже, у тебя температура, ты устал. Сильно болит?

Сэм: Да нет, пустое. Дело не в головной боли. На самом деле, это из-за Херба. Мне не очень по душе. Он всегда придирается ко всему, что я делаю или говорю. У меня сегодня был трудный день и совсем не хочется проводить вечер с Хербом.

Кэй: Да, Херб действительно бывает придирчив. Иногда, находясь рядом с ним, я ощущаю себя маленьким ребенком, ожидающим, когда папа вернется домой и отшлепает его. Я испытываю определенное беспокойство.

Сэм: Вот, это как раз то, что чувствую и я!

Кэй: О'кей. Если общение с Хербом сегодня для тебя слишком тяжело, давай сходим без Андерсонов. Что ты думаешь по этому поводу?

Сэм: О, милая, спасибо, что ты поняла меня. Пойдем куда угодно!

Условия, при которых А. С. полезно:

  • когда вам необходимо проверить, верно ли вы воспринимаете эмоциональное состояние другого человека;
  • когда вы имеете дело с сильными эмоциями;
  • когда проблема другого человека эмоциональна по своей сути;
  • когда клиент пытается вынудить вас принять то же решение, что и он/она сам/сама;
  • когда идет исследование и взаимодействие с "открытым концом".

С помощью А. С. вы сможете:

  • прояснить для себя чувства другого человека,
  • структурировать сложные эмоциональные состояния,
  • определить проблему более точно,
  • позволить клиенту решить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать,
  • повысить самооценку клиента.

Требования успешного А. С.:

  • искренний интерес к человеку и желание помочь,
  • большое внимание к малейшим проявлениям эмоционального состояния клиента,
  • временно отбросить любые мнения, суждения, чувства,
  • верить в способность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой, давая ему время и создавая благоприятные условия.

Сложности при использовании А. С.:

1.      Ответ клиента "да" с последующей паузой. Задайте информационный вопрос (Что-Где-Когда-Как), дабы побудить клиента говорить дальше.

2.      Ответ клиента "нет". Если клиент не дает пояснений, задайте информационный вопрос. Если вы получили ряд ответов "нет", то, видимо, клиент не желает говорить о своей проблеме или же не старается тщательно разобраться в ней.

3.      Вы шагнули слишком далеко вперед, выразив свой анализ, а не чувства клиента. Вернитесь в ситуацию общения и проследите за состоянием клиента.

4.      Клиент говорит, говорит и говорит. Если он выражает очень сильные чувства, слушайте его не прерывая, даже ради выражения своих мыслей, чувств.

5.      А. С. заканчивается, когда проблема определена или достигнуто решение, клиент на определенное время сосредоточился на данной проблеме, диалог становится цикличным и повторяется.

Коммуникативные барьеры:

1.      Давать советы - предлагать другому человеку решение его проблем. Советы редко бывают приняты, предполагают превосходство советчика, лишают человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение.

2.      Анализ или интерпретация - объяснения клиенту, что же на самом деле представляет из себя его/ее проблема. Объяснение абоненту, почему она/он чувствует или почему он/она имеет ту проблему, которую имеет. Часто интерпретация создает новую проблему, вызывает защитные реакции, часто не принимается, мешает пониманию, даже если ваш анализ правилен. Вопросы "Почему?" обращены не только на поиск информации, но и ведут к оправданиям, порождающим защитные реакции, побуждают человека к рационализации (движению от выражения чувств к выражению мыслей), уводят клиента от реальной ситуации, требуют информации, которой он часто не имеет; лучше использовать вопрос

3.      Логическое убеждение - использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие клиента, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к решению или совету консультанта. Людям несвойственно рационально размышлять, часто они неспособны следовать логике, консультант контролирует диалог, клиент чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку. Этот метод уводит клиента от его/ее чувств, порождает защиту, фрустрацию, чувство обиды.

4.      Наставления и резонерство - объяснения клиенту, насколько хорошо или плохо согласуется то, что он/она делает с вашей системой ценностей, обычно начинающееся словами "надо бы", "следовало бы". Это порождает защитные реакции, чувство вины, если принимается; чувство обиды, если отвергается; подразумевается превосходство "проповедника".

5.      Угрозы - намеки и прямое заявление, что клиент испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем.

Некоторые напоминания для хорошего слушания

  • Прекратите говорить.
  • Вы не можете слушать, если говорите.
  • Помогите клиенту расслабиться.
  • Помогите ему почувствовать, что он может говорить свободно. Создайте "раскрепощающую обстановку".
  • Покажите абоненту, что вы хотите слушать.
  • Используйте паравербальные компоненты, выражающие ваш интерес "стоны", вздохи". Слушайте, чтобы понять, а не чтобы ответить.
  • Не отвлекайте абонента.
  • Не шуршите бумагой, не стучите карандашом. Будет спокойнее, если вы закроете дверь.
  • Эмпатируйте клиенту.
  • Постарайтесь поставить себя на место абонента, и вы поймете его точку зрения.
  • Будьте терпеливы.
  • Дайте абоненту высказаться. Не прерывайте его.
  • Уклоняйтесь от агрессии.
  • Агрессия не может повредить вам лично - абонент вас даже не знает.
  • Избегайте критики и спора.
  • Это вызовет у абонента защиту. Он/она может "закрыться" или разозлиться. Не спорьте: даже если вы победите, вы проиграли.
  • Задавайте вопросы.
  • Это придает абоненту смелости и показывает, что его слушают. Это помогает прояснить и развить произносимое.
  • Будьте личностью, будьте ответственны.
  • Выделяйте ваши личностные реакции. Используйте посылки с "Я".
  • Будьте подлинны.
  • Не высказывайте знания того, чего не знаете.
  • Не притворяйтесь.

Обратная связь (О.С.)

"Обратная связь" есть способ помочь клиенту задуматься над коррекцией своего поведения. Это сообщение клиенту (или группе), которое несет информацию о том, как его/ее воспринимают другие. О.С. помогает клиенту поддерживать адекватное представление о своем поведении и, таким образом, успешнее достигать своих личных целей.

Некоторые критерии полезной О.С.

  • Она скорее описательная, чем оценочная. Данное кому-либо описание его собственного поведения предоставляет клиенту свободу выбора в использовании или неиспользовании его. Избегая оценочного языка, мы тем самым уменьшаем потребность клиента защищаться.
  • Она скорее специфична, чем обща. Даже, когда мы делаем общий обзор типа "вы обозначили ваши чувства", будет полезнее спросить "Какие чувства это вызвало у вас" вместо констатации "Должно быть вам больно".
  • Она направлена на поведение, с которым абонент способен что-либо сделать. Фрустрация лишь возрастет, если клиенту указать на те недостатки, которые находятся вне его контроля.
  • Она учитывает интересы и дающего, и принимающего ее. О.С. может быть деструктивной, если служит вашим потребностям и не учитывает нужд клиента, к которому направлена. О.С. - это двусторонний процесс.
  • Она своевременна. В основном О.С. максимально полезна, когда выдается сразу вслед за соответствующей реакцией абонента, в зависимости, конечно, от готовности клиента услышать ее.
  • С ее помощью можно проверить ясность диалога. Один из способов - спросить клиента "Что Вы услышали?"
  • Когда О.С. осуществляется в группе, у обоих участников этой коммуникации есть возможности справиться у группы о точности О.С.: является ли возникшее впечатление частным или его разделяют и другие?
  • Вы должны быть хозяином вашей О.С. Используйте посылки с "Я", избегайте начинать фразу, содержащую О.С. с "Вы...".
  • О.С. должна быть минимально повторимой. Не используйте вторично уже однажды выданную О.С. Используйте О.С. лишь применительно к 1 или 2 случаям.
  • О.С. не может быть только негативной или только позитивной.

ПОМНИТЕ: О.С. - способ оказания помощи. Это механизм коррекции поведения клиента, который хочет понять, насколько верно его индивидуальные средства коммуникации отражают его намерения.

О.С. не эффективна, если:

  • нет эмоциональной включенности консультанта. "Самоубийство или кризис, могу ли я вам помочь?" если это или что-то подобное сказано слишком быстро или, наоборот, промямлено, звучит отнюдь не тепло и доверительно, а скорее как формальный вопрос.
  • О.С. делается на основе информации, собранной слишком быстро или механистично.
  • слишком много простых вопросов или слишком много времени тратится на вопросы.
  • консультант обрывает абонента на середине фразы.
  • чувство дискомфорта во время паузы (как короткой, так и длинной).
  • слишком много "Ах"ов или психиатрических "Хмм". Используйте слова "похоже", "как вы знаете", "типа" я т. п.
  • консультант слишком эмоционально выражает осуждение.
  • слишком частые просьбы клиента о помощи в диалоге.
  • рассеянность консультанта: он наблюдает за тем, что творится вокруг телефона и позволяет происходящему мешать концентрации на диалоге.
  • незнание того, что творится за спиной абонента.
  • комплексы типа "Я уже решил".
  • слишком большая закрытость терапевта.
  • неспособность клиента твердо держаться с абонентом или непонимание тек моментов, когда необходимо проявить твердость.
  • консультант никогда не проявляет эмоций в процессе диалога или, наоборот, консультант продемонстрировал очень сильное потрясение
  • тревожное окончание разговора.

Знайте о:

  • "красной селедке": это проблема, за которой скрывается правда. Абонент способен переживать сильную боль, лишь бы только избежать разговора о реальной проблеме. Вслушивайтесь в повторяющиеся слова, фразы. Помогите ему продвинуться по пути к реальной проблеме, если его сопротивление не очень велико.
  • "ага"-опыте: это случается, когда консультанта внезапно озаряет гениальное решение проблемы абонента. Помните, мы не диагносты, мы не должны искать реальное решение проблемы, сообщая его как откровение абоненту; мы должны помочь абоненту самостоятельно принять решение по поводу его проблемы или его переживаний.
  • ловушке болтливости: абонент подробно и многословно освещает свою проблему, демонстрируя при этом легкий, свободный тон разговора, хорошее чувство юмора. Он, кажется, может говорить бесконечно, описывая все новые и новые подробности, создавая впечатление интенсивной работы, на самом деле не продвигаясь при этом ни на шаг в понимании своих переживаний.
  • ловушке "скажите лишь два слова, я узнаю остальное": вот уже минуту вы слышите голос, который, вы уверены, звонит вам не впервые, и даме хуже, является вашим постоянным клиентом. В таком случае, вы стали для клиента авторитетом. Это случается, когда клиент ощущает недостаток внимания к нему со стороны окружающих. Поскольку вы не стараетесь отделаться от клиента, если думаете, что он звонит не впервые, у Вас есть возможность помочь ему в его проблеме.
  • ловушке "как бы вы поступили на моем месте?": человек хочет видеть в вас волшебника, несущего долгожданный ответ. Если вы пойдете на это и дадите прямой совет, абонент может вернуться к вам со словами: "Вы посоветовали… и это не помогло, поэтому…"
  • ответственности: помните, что вы являетесь основной надеждой абонента.
  • молчаливом звонке: всегда относитесь к такому звонку, как будто абонент собирается с силами, чтобы начать говорить. Не воспринимайте это как чью-то шутку. Не вешайте трубку раньше абонента: "Я буду здесь во вторник, если я вам буду нужен". Соблюдайте это правило! Вы не просто работник сферы обслуживания. Вы один из членов ближайшего окружения абонента.

Концентрация внимания

Одним из наших достоинств является непрофессионализм. Мы непрофессионалы, у которых есть время слушать. Посвятите первые 3-5 минут только слушанию, оказывая абоненту только необходимую поддержку. Дозвольте абоненту высказаться. После этого абонент либо остановится на какой-либо одной базовой основе для дальнейшего разговора, либо застрянет, не зная, что делать дальше. Тогда вы можете задавать вопросы. Вопросы помогут вам лучше услышать и прояснить проблему. Вопросы могут показать абоненту, что вы желаете его понять, стремитесь оказать возможную поддержку. Выражайтесь вашим собственным языком: "Почему вы звоните сегодня?", "Какова ваша основная жалоба?" То, что ответит абонент, не обязательно является его реальной проблемой. Когда это реально началось? Этот вопрос имеет целью понять, появилась ли проблема недавно или очень давно, т.е. острая она или хроническая. Что послужило катализатором? Это было специфическим моментом или основным? Этот катализатор внешний или внутренний? Причина этого в абоненте или в других людях? Как часто это происходит? Какова продолжительность? Это покажет вам, насколько справляется с проблемой сам абонент.

После того как нужное взаимопонимание установлено, вот некоторые полезные вопросы:

Каковы, как Вам кажется, причины Ваших трудностей? Что Вы делали все это время, чтобы наладить ситуацию? Что помогало? Что менялось после применения "полезных" действий? Стало от этого лучше или хуже? Становилось ли от этого хуже или лучше ранее? От чего положение может ухудшиться? От чего положение может улучшиться? Случалось ли подобное ранее? Что именно случалось? Каковы сейчас ваши потенциальные силы?

Страхи

(Джоан Эванс-Стронг)

Слово "самоубийство" звучит в каждом четвертом случае, и вопросы на эту тему произносятся со злостью, упрямством и сильным страхом.

"Почему вы это сделали?"

"Кто вас ранил?"

"Вы действительно хотите умереть?"

В ответ Вы слышите:

Отстаньте! Оставьте меня в покое.

Я хочу только уснуть навсегда.

Не надо больше боли и страха катастрофы.

Не надо больше...

Но никто не хочет слушать.

"Вы идете на поводу своей слабости".

Но я действительно слаб, испуган, изранен.

Неужели вы не видите? Я не могу больше.

"Тогда почему вы звоните? Крик о помощи?"

Я не знаю. Я боюсь умереть. Боюсь быть и не быть. Тупик.

"Но и мы боимся, что у вас хватит сил покончить с собой. Мы не знаем, как помочь!"

Пожалуйста, только СЛУШАЙТЕ. Не пугайтесь. Слушайте внимательно. Слушайте от всего сердца. Будьте эмоционально восприимчивы. Помогите абоненту увидеть альтернативы в его мире черного-и-белого, всего-или-ничего. Укажите надежду там, где он ничего не видит. Помогите ему поверить в его способность к развитию, способность любить, смеяться. Помогите увидеть красоту и ценность жизни. Помогите поверить, что жизнь может быть ценной, что в ней есть не только боль и страх. Дайте ему рассказать, разделите его чувства, лишив их столь угрожающих размеров. Но ради Бога, не позволяйте "самоубийству" быть каждым четвертым словом.

Перечень эмоциональных состояний

Предлагаем Вам перечень прилагательных, описывающих эмоциональные состояния:

любящий

злобный

оскорбленный

чувствительный

раздражительный

избитый

принимающий

надоедливый

подавленный

дружелюбный

антагонистический

расстроенный

заботливый

циничный

опозоренный

сочувствующий

вызывающий

отвергнутый

участливый

несогласный

помыкаемый

близкий по духу

возмущенный

обиженный

содействующий

гневный

отброшенный

деликатный

яростный

зачумленный

миролюбивый

брюзжащий

обойденный

мирный

ворчливый

принесенный в жертву

беззаботный

сварливый

довольный

ненавидящий

удрученный

обновленный

враждебный

депрессивный

расслабленный

сердитый

одинокий

освобожденный

негодующий

несчастный

успокоенный

раздраженный

отчаявшийся

покорный

беспокойный

подавленный

вознагражденный

отрешенный

унылый

безопасный

ноющий

несмелый

удовлетворенный

провоцирующий

угнетенный

спокойный

бунтующий

обеспокоенный

негодный

обидчивый

с упавшим сердцем

связанный

рассерженный

мрачный

обманутый

тревожный

безнадежный

обделенный

испуганный

покинутый

подавленный

обеспокоенный

болезненный

сломленный

измученный

печальный

отвергнутый

предчувствующий

огорченный

беззащитный

пугливый

привлекательный

разочарованный

обезумевший

очаровательный

одинокий

устрашенный

довольный

покинутый

нервный

принимающий

недружелюбный

потрясенный

приятный

раненый

неопределенный

радующий

запуганный

непростой

оживленный

отринутый

дерганый

непонятный

надеющийся

счастливый

виноватый

дерзающий

искрящийся

апологетический

осмеливающийся

бодрый

пристыженный

освобожденный

ликующий

извиняющийся

оптимистичный

веселый

защитительный

принимаемый

радостный

примиряющий

ценимый

праздничный

сожалеющий

одобряемый

смеющийся

раскаивающийся

удовлетворяющий

жизнелюбивый

опьяненный

обласканный

изумительный

скучающий

усталый

торжествующий

несмелый

изможденный

осчастливленный

жаждущий

истощенный

трепещущий

твердый

ленивый

удивленный

ужасающийся

перегруженный

изумленный

нетерпимый

заваленный

пораженный

пессимистический

медлительный

одурманенный

гордый

уверенный

смешавшийся

неугомонный

самонадеянный

сконфуженный

добродетельный

смелый

потрясенный

шокированный

спокойный

дезориентированный

незаинтересованный

дерзающий

взволнованный

ошеломленный

позитивный

возбужденный

растерянный

ошарашенный


Слушайте!

Когда я просил выслушать меня, а вы начали давать советы, вы делаете не то, что я просил. Когда я просил выслушать меня, вы начали рассказывать мне, почему я не могу чего-либо почувствовать, вы попираете мои чувства. Когда прошу выслушать меня, вы чувствуете, что должны как-то решить мою проблему, вы обманываете мои ожидания. Слушайте! Все, чего я прошу - это чтобы вы слушали, не говорили бы и не делали бы - только услышьте меня! Совет стоит дешево. За 25 центов вам даст его "Дорогой Эбби" и Билли Грэхем в той же газете. Я могу справиться сам, я не беспомощен, возможно, не смел или оступился, но не беспомощен. Когда вы делаете для меня то, что я должен и могу сделать сам, вы потворствуете моим стражам и чувству неадекватности. Но когда вы принимаете просто как факт то, что я чувствую, неважно насколько это рационально, тогда я постараюсь передать Вам, и успешно, то содержание, что лежит за моими нерациональными чувствами. А когда оно прояснится - ответы станут очевидными, а советы ненужными. Нерациональные чувства обретают смысл, когда мы понимаем то, что лежит за ними. Возможно, именно поэтому некоторым помогают священники - ведь Бог безмолвствует, он не дает советов, ничего не решает. Он только слушает и дает Вам возможность самому во всем разобраться. Так, пожалуйста, слушайте, только услышьте меня! И если Вы хотите говорить - подождите своей очереди, и тогда я выслушаю вас.

Предотвращение самоубийств

А. Основные соображения

Любой абонент может находиться в состоянии кризиса, но каждый суицидальный абонент находится в этом состоянии. Суицид может быть реакцией на наступивший тяжелый кризис, т. е. паническая реакция на субъективное ощущение того, что происходящее вышло из-под контроля. Это объяснение д-ра Е. Шнейдемана, одного из представителей группы исследователей, занимающихся предотвращением суицидов. В другом определении, суицид есть попытка прекратить существование, субъективно ощущаемое невыносимым.

Для человека в состоянии кризиса принципиальными факторами является подавляющая важность неразрешимой проблемы и чувство беспомощности и безнадежности. Давление этих чувств провоцирует индивида к действиям по немедленному разрешению ситуации.

Будьте открыты и сосредоточены, когда подозревается суицид. Если абонент суицидален, то причина его звонка - поговорить о суициде. Способность говорить о суициде свободно полезна в целях снижения тревожности клиента по поводу своих суицидальных импульсов. Если абонент обнаруживает, что вы интересуетесь им/ей и не боитесь суицидальных мыслей, он может понять, что суицид не является решением его проблемы.

Абоненту требуется определенная смелость, чтобы рассказать о том, как он собирается совершить самоубийство. Это будет раскрытием суицидальных фантазий, раскрытием ауры тайны и интриги. Лучше всего это сделать, задав прямые специфические вопросы о суицидальных чувствах и планах абонента. Например, вы можете сказать: "Думаете ли Вы о самоубийстве?", "Чувствовали ли Вы что-либо подобное ранее?", "Были ли у вас попытки самоубийства?", "Как вы собираетесь совершить самоубийство?", "Есть ли у вас для этого средства (таблетки, оружие и т. д.)?", "Когда вы собираетесь покончить с собой?"

Прослушивание суицидальных планов абонента поможет Вам также решить, насколько серьезна угроза самоубийства. Необходимо проследить пути развития идей, чтобы понять, куда они ведут, но Вы не должны говорить слишком много. Абоненту должно хватать времени, чтобы выражать свои мысли. Говоря слишком быстро, чтобы заполнить паузы, вы можете раздражать абонента. Паузы позволяют абоненту собраться с мыслями и выразить их. Если вы обнаружили, что абонент уже предпринимает суицидальные попытки (выпил таблетки, перерезал вены и т. п.) или собирается сделать это уже вот-вот, действуйте в ситуации прямо я активно. Процесс помощи должен быть ускорен.

Дополнительную информацию необходимо запросить, когда Вы определили, что абонент уже совершает самоубийство. Первой необходимой информацией является та, что может прояснить положение абонента. Также должна быть предпринята попытка узнать, какие средства использовались, как давно и где находится абонент. Если вы неспособны получить необходимую информацию об абоненте в состоянии саморазрушения, необходимо сообщить в специальную службу. Там смогут определить местонахождение абонента на линии связи. Если необходимая информация получена, необходимо вызвать скорую помощь. Чрезвычайно важно удержать суицидального клиента от употребления средств самоубийства. Вы должны попытаться поговорить с таким клиентом. Попытаться мобилизовать любые другие ресурсы, чтобы удержать клиента от использования этих средств. Если существуют значимые другие, нужно попросить разрешения переговорить с ними о положении клиента.

Возможно, однако, что мудрее будет не вовлекать членов семьи (или других значимых для абонента людей). Человек, думающий о самоубийстве и имеющий оружие, например, пистолет, может оказаться смертоносным для других. Поэтому других привлекать в это время нужно с чрезвычайной осторожностью.

Если звонок раздается ночью, Вы должны иметь в виду, что большинство проблем приобретает большую значимость в ночные часы. Тогда ближайшей целью может стать помощь абоненту пережить ночь. Вам нужно попытаться собрать нужное количество информации, чтобы определить насколько высок риск совершения попытки самоубийства. Для клиента, находящегося во власти сильных самодеструктивных тенденций, как правило, помощь заключается в коммуникации с другими людьми.

Наиболее тревожный сигнал - полное одиночество клиента. Для консультанта - это знак того, что клиент потерял всякую надежду на лучший исход. Очень важными для клиента могут являться формы его коммуникации с другими людьми. Общение может быть вербальным и невербальным, прямым и косвенным. Серьезным является такое положение в суицидальной ситуации, когда абонент погружен в невербальные и косвенные коммуникации. Такие "коммуникативные акты" показывают, что общение между абонентом и окружающими неясно и часто провоцирует проявление суицидальных импульсов. К тому же, если клиент отказывает в существовании тому, что расстраивает его, очень важно, чтобы он смог оценить или даже опознать суицидальную природу таких проявлений. Суицидальная деятельность часто является отчаянным способом выражения чувств беспомощности и безнадежности. Суицидальные абоненты прибегают к такому способу, когда чувствуют свою неспособность справиться с проблемой и чувствуют, что другие их не понимают или не отвечают на их потребность в помощи.

Таким образом, суицидальное поведение становится требованием внимания, которое, как чувствует абонент, потеряно. Для такого абонента типичны следующие утверждения: "Я не хочу больше жить" или "Я собираюсь покончить с собой". Чувства могут также выражаться в терминах действий, типа приема таблеток, пистолета, высказанного решения составить завещание или раздать накопленное имущество.

Чувства могут выражаться прямо или косвенно, часто весьма специфично. Когда чувства выражаются косвенно, бывает сложно опознать скрытый смысл слов или понять реальный контекст коммуникации. Опознание коммуникативных аспектов суицидального поведения позволяет точнее оценить ситуацию и дать более ценный и полезный ответ. Исследования показывают, что в большинстве случаев потенциальные самоубийцы сознательно или бессознательно как-либо сообщают о своих намерениях прежде, чем предпринять ультимативный фатальный шаг. Сидящий у телефона может быть единственным, кого предупреждает самоубийца. Знаками этого могут являться чувства симпатии, тревожности, злости или враждебности, возникающие у консультанта пока он способен рефлексировать эти реакции, Универсальной тенденцией, о которой вы должны знать, является жажда всемогущества, возникающая у консультанта. Ведь будучи всемогущим Вы сможете решить все проблемы и удовлетворить всем требованиям каждого абонента. Другое чувство, которое может вызвать абонент - это Ваши собственные переживания по поводу смерти. Смерть есть часть жизни и существования, но в западной культуре эта тема всегда была табуирована. Эти табу-чувства, будут ощущаться и даже проявляться в общении с абонентом до тех пор, пока консультант остается чувствителен к своим переживаниям на тему смерти. Чтобы эти переживания не мешали Вам в общении с клиентом, Вы должны удержаться от моралистических тенденций по вопросам смерти и суицида. Точка зрения консультанта: суицид необходимо предотвратить, если это возможно. Вам следует, однако, осознавать, что существуют и другие точки зрения.

Многие суицидальные ситуации могут вызнать у вас чувство тревоги и сомнения в вашей способности управлять критической ситуацией. Определенный уровень тревожности приемлем, но слишком высокая тревожность может повредить Вам, особенно если она передается абоненту, который от вас зависим. Суицидальный абонент, который чувствует беспомощность и потерянность, услышав вашу тревожность, может потерять надежду. Как и в других жизненных ситуациях, консультант должен развить в себе уверенность и самообладание с помощью тренировок и опыта.

Следует также отметить, что многие, возможно, большинство людей, пытающихся покончить с собой, на самом деле не хотят умирать. Чувства суицидального человека, таким образом, двойственны: он хочет и жить, и хочет умереть. Это черта суицидальной личности. Вам следует попытаться увидеть эту амбивалентность во время разговора с абонентом. Примером амбивалентности является абонент, который злится на любимого за причиненный ему реальный или воображаемый ущерб и полон сильных чувств как любви, так и ненависти к другому. Такой абонент может принять летальную дозу барбитуратов и затем обратиться к кому-нибудь в поисках спасения перед тем, как потерять сознание. Отношения и сил


( Победишь.ру 4 голоса: 5 из 5 )


НПО “ЭГОС”, Москва, 1994 г. Настоящее руководство составлено Кризисным центром (Санта-Клара, США). Перевод: Зуева А., Лепеха Т. Редактор: Лешукова Е., Зуева А.

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущее начинание

Следующее начинание  

Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Суицидология и кризисная психотерапия (Геннадий Старшенбаум)

Выбрали жизнь
Всего 33397
Вчера 5

Пожертвования
Душепопечитель
Из несчастного стать счастливым
Последние просьбы о помощи
23.02.2018
Я заканчиваю 10 класс. Я не знаю какие у меня интересы, мне все одинаково не нравится. Я не могу определиться, и все чаще думаю просто покончить с этим.
23.02.2018
Мысль о самоубийстве мучает меня на протяжении 5 лет. Я пуста. У меня нет смысла жить. Нет цели. У меня куча комплексов.
23.02.2018
Все эти фотографии, баскетболы, рисование трудно назвать хобби. Скорее привычка. Нигде результатов нет. НИГДЕ. Я не хочу жить...
Читать другие просьбы

Диагностика предрасположенности к суициду



Книги для взрослых

купить длинную шерстяную юбку в интернет ателье



Самое важное

Лучшее новое

Как избавиться от страха
Протоиерей Игорь Гагарин
Протоиерей Игорь Гагарин

Духовные оружия против страха

Именно в церковности человек обретает мир, покой, уверенность. У всех по-разному, но про себя точно знаю, что до моего прихода в Церковь, до того, как стал сознательно верующим, я по характеру своему был склонен переживать, тревожиться, и состояние тревоги, ожидания перемен к худшему было очень мне присуще. Помню, часто никуда не мог от этого тревожного состояния деться. Но с моим воцерковлением, когда я сначала стал просто верующим, принял крещение, стал читать молитвы, ходить в храм, исповедоваться, это состояние ушло. Сказать, что сейчас, когда я уже священник, мне тревога совершенно не свойственна, было бы неправдой. Бывает, и переживаю, и тревожусь о том, о чем не надо бы тревожиться, но это уже совершенно всё по-другому, несоизмеримо с тем, как это было раньше.


меня изнасиловали

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь - личное дело каждого.
За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2017. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru
Администратор - info(собака)pobedish.ru     Разработка сайта: zimovka.ru    
Настоящий сайт может содержать материалы 18+