Лечение депрессии

Шизофрения — путь к высшей степени нестяжания

Наши антикризисные сайты, на которые люди приходят в самом отчаянном душевном состоянии, познакомили меня с некоторым количеством людей, которым врачи поставили диагноз шизофрении. С немногими из них я продолжаю общение на протяжении уже нескольких лет. Эти люди вызывают у меня большое сочувствие, а те из них, которые не запускают себя, а борются за свою душу — еще и огромное уважение. В этой статье я хочу высказать лишь одну мысль, одно мое предположение о том, что позволяет некоторым из знакомых мне больных шизофренией оставаться относительно сохранными, позитивными и успешными личностями.

Что, на мой взгляд, самое страшное в подобных психических заболеваниях? Нет, не только неспособность медицины их излечивать. Самое страшное в том, что в перспективе они приводят к «стиранию личности». Человек утрачивает многие уникальные черты своей личности и приобретает стандартные черты шизофреника, в самом тяжелом случае на поздней стадии болезни окончательно теряя способность жить в обществе, среди относительно здоровых людей.

Умный, грамотный больной почитал литературу и знает о такой страшной перспективе своей жизни. И он живет с этим сознанием — в той степени, в которой готов принимать реальность.

Потеря собственной личности — это, наверно, самая большая потеря, которая возможна для человека. Но в то же время возможность такой потери может стать для человека причиной самого большого приобретения.

Каким образом?

Дело в том, что, кроме личности — набора индивидуальных черт, особенностей, привычек, у человека есть нечто еще более ценное — душа. Душа в совокупности с телом и духом — это и есть человек. И душа, в отличие от тела, бессмертна. Ее человек не может потерять, потому что она — это по сути дела и есть он.

Цель нашей земной жизни — это воспитание и совершенствование души, чтобы она очистилась от всякого зла, обрела любовь и радость и по окончании земной жизни могла вечно радоваться с Господом. Именно этой цели служит практика христианской жизни.

Одна из составляющих практики православных христиан — нестяжание. Нестяжание — это не значит, отказ от всякой собственности, это значит преодоление привязанности к любому имуществу. Потому что такие привязанности делают нас злыми, мешают любить. Понятно, что сами по себе вещи, деньги, люди, некоторые занятия не делают нас злыми. Но наша привязанность к ним — делает. Если мы слишком любим деньги, конечно, мы будем совершать злые поступки. Если мы будем слишком привязаны к тем, кого, как нам кажется, мы любим, мы будем не любить их, а искать обладания ими и поэтому — ревновать и мучить. То же самое касается обладания славой и прочей «виртуальной» собственностью. Любая страсть обладания чем-то — безусловное зло.

Поэтому нестяжание — преодоление страсти обладания — оказывает благотворное влияние на человека, делает его более свободным, счастливым и любящим.

Как достигается нестяжание? Путем поступков, противоположных тем, которые диктует нам страсть обладания. Допустим, мы страдаем от жадности, но вопреки этому берем и жертвуем половину состояния на помощь нуждающимся. Заметьте — половину, а не три копейки (если только вся наша собственность не составляет десять копеек — тогда и трех достаточно). Если мы страдаем от страсти обладания человеком (в психологии это называется «любовная зависимость»), то, когда нам хочется ревновать человека, следить за ним, что-то выяснять и требовать, мы, наоборот, дадим ему немного больше свободы, чем даже он хочет.

Еще полезнее, чем наши добровольные поступки такого рода, смиренное принятие таких вещей, когда они совершаются с нами помимо нашей воли. Допустим, мы страдаем от жадности, и нас ограбили на значительную сумму. А мы вместо того чтобы сходить из-за этого с ума, смиряемся и говорим: «Бог дал — Бог взял». Если мы страдаем от страсти обладания человеком, то, когда мы его домучим своими придирками и ревностью, и он уйдет от нас, мы вопреки желанию цепляться за него — благословим его и пожелаем доброго пути. Именно через такие поступки человек выздоравливает, растет, совершенствуется.

У здорового человека нет возможности достичь таких вершин нестяжания, какие есть у шизофреника. Обычный человек может потерять самое большее — близкого человека, работу, деньги и жилье. Человек, страдающий от шизофрении, помимо всего этого, может потерять еще и свою личность — то, на чем держится его близость с другими людьми, работа и заработок. А обладание личностью — это огромная собственность. Ведь даже потеряв все имущество и всех людей, можно говорить себе: «А зато я вот такой классный, и вот такой, и вот эдакий, и я прекраснее всех и всего, и это мое, и этого у меня не отнять». И, конечно, такой человек далек от подлинного совершенства.

А будучи психически больным человеком, можно потерять в этой жизни по-настоящему всё. И через это достичь подлинного совершенства.

Но совершенство, как и все хорошее, не приходит само собой. Любой успех требует правильного намерения и усилий воли. Нестяжание — это не значит «потерять», это значит «примириться с потерей».

Чтобы перестать быть жадным, мало пережить ограбление, нужно смириться с ним. Чтобы перестать быть зависимым и научиться по-настоящему любить, мало пережить расставание, нужно примириться с ним. Чтобы достичь совершенства, нужно смириться со всеми потерями, которые посылает нам жизнь.

Перед человеком, больным шизофренией, выбор из трех путей:

— отрицать реальность, в том числе и перспективу потери своей личности;

— видеть реальность, но не принимать ее и впадать от этого в отчаяние и депрессию;

— видеть реальность и со смирением принимать ее.

Первый вариант — отрицать неизбежность потерь — самый легкий и естественный для больного человека. Но, что тоже естественно, добровольный уход от реальности означает усугубление болезни и приближение той самой перспективы, которую человек отрицает.

Второй вариант — видение, но неприятие реальности — тоже ведет к усугублению болезни либо к суициду. А суицид — вечная гибель души, худший вариант поражения в нашей главной битве под названием «жизнь».

Третий вариант — видеть реальность и принимать ее — самый конструктивный, самый беспечальный, самый здоровый.

Это трудно и может даже показаться невозможным. Но именно так — неестественными — выглядят все правильные и мужественные поступки, которые прекращают человека из несчастного, слабого эгоиста в сильного, радостного и любящего. Разве легко и естественно сказать тому, кто тебя ограбил: «Иди с миром»? Разве легко и естественно сказать уходящему мужу: «Будь счастлив»? Нет, не легко. Но все-таки — естественно! Потому что естество человека в своей глубине — доброе, светлое и любящее. И только дурные привычки, примеры и страсти сделали для нас естественными слабость и эгоизм.

Поэтому нужно вспомнить свое естество, свою суть, свое предназначение в этой жизни — победить все слабости и быть святыми — и даже о потере личности своей сказать: «Бог дал — Бог взял. Если Ему угодно, пусть будет так». И говорить это каждый раз, когда приходят мысли уныния и ропота или необоснованные мечты о том, что я не такой больной как другие, и меня избежит эта участь.

Это будут поступки неоценимого значения для вашей жизни, вашего состояния.

Ведь сама эта болезнь, возможно, потому и приходит, что в человеке с рождения сильны зачатки гордыни, высокого мнения о себе, презрения к другим. А это погибельная черта, и если она сильна в человеке, и он проживет внешне благополучную и успешную жизнь — он так и останется таким, а что более вероятно — станет еще хуже. И будет потом вечно мучаться в аду.

Поэтому и говорится, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Чем человек более гордый, тем более тяжелые потери ему посылаются. Посылаются как лекарство. Чтобы лекарство подействовало, нужно принять потерю. И когда, пройдя через ряд потерь, человек смиряется, ослабевают и «удары судьбы». Ведь здоровых не лечат, лечат больных! И психическая болезнь, на самом деле, лекарство для души.

И с самой страшной потерей — потерей личности — лучше смириться. Во-первых, мы ничего не теряем, смиряясь. В любом случае, психическое здоровье - это не то, что мы можем отдать или не отдать по своей воле. Во-вторых, мы тем самым примем то горькое лекарство, которое дает нам Бог, и оно будет действовать в нас.

И кто знает, может быть, это лекарство окажется настолько целительным, что то, с чем мы заранее примиримся, окажется уже не нужным?

Ведь здоровых не лечат…

© Pobedish.ru

( Победишь.ру 29 голосов: 4.38 из 5 )


Брат

Брат

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущая беседа

Следующая беседа  

Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Антидепрессант №1 (Дмитрий Семеник)
Может ли человек в депрессии помочь сам себе? (Психиатр Дмитрий Кваснецкий)
Печаль светлая и черная или Грешно ли грустить? (Священник Андрей Лоргус)
Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь (Психиатр Дмитрий Авдеев)
Депрессия и телевизор (Дмитрий Семеник)
Роль психиатрии и Церкви в преодолении депрессии (Психиатр, священник Владимир Новицкий)
Любой диагноз в психиатрии – миф (Психиатр Александр Данилин)
Депрессия. Что делать с духом уныния? (Борис Херсонский, психолог)
Самый простой и быстрый путь к психической болезни (Дмитрий Семеник)
Атеизм, православие и душевное здоровье (Дмитрий Семеник)

Выбрали жизнь
Всего 32608
Вчера 7

Поддержать нас - кисть
Душепопечитель
Как пережить расставание
Последние просьбы о помощи
17.10.2017
У меня проблемы с общением. Мне ужасно больно из-за своей никчемности. Я опять хочу себя убить. Я плохо учусь, я нигде не чувствую себя комфортно...
17.10.2017
Мать меня все равно не любит. Отчим - никто. Недавно умерла собака - мой лучший друг. Спасает меня только папа, я не хочу чтобы он винил себя, плакал.
17.10.2017
Мне даже не с кем поделиться. Пока могла, платила, а сейчас... ситуация "Один на льдине". Хочется кричать. Не хочу с внучкой остаться на улице.
Читать другие просьбы

Диагностика предрасположенности к суициду



Книги для взрослых

купить длинную шерстяную юбку в интернет ателье



Самое важное

Лучшее новое

Как избавиться от страха
Протоиерей Игорь Гагарин
Протоиерей Игорь Гагарин

Духовные оружия против страха

Именно в церковности человек обретает мир, покой, уверенность. У всех по-разному, но про себя точно знаю, что до моего прихода в Церковь, до того, как стал сознательно верующим, я по характеру своему был склонен переживать, тревожиться, и состояние тревоги, ожидания перемен к худшему было очень мне присуще. Помню, часто никуда не мог от этого тревожного состояния деться. Но с моим воцерковлением, когда я сначала стал просто верующим, принял крещение, стал читать молитвы, ходить в храм, исповедоваться, это состояние ушло. Сказать, что сейчас, когда я уже священник, мне тревога совершенно не свойственна, было бы неправдой. Бывает, и переживаю, и тревожусь о том, о чем не надо бы тревожиться, но это уже совершенно всё по-другому, несоизмеримо с тем, как это было раньше.


Отношения с родителями - нижний

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь - личное дело каждого.
За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2017. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru
Администратор - info(собака)pobedish.ru     Разработка сайта: zimovka.ru    
Настоящий сайт может содержать материалы 18+