Лечение депрессии

Атеизм, православие и душевное здоровье

Многие люди пребывают в больших заблуждениях по поводу того, как мировоззрение человека влияет на его душевное здоровье, и влияет ли вообще. Из-за этого снижается их способность решать свои проблемы, достигать высот счастья и эффективности в своей деятельности. Цель данного разговора — помочь интересующимся этой темой разобраться в ней, разложить все по полочкам.

 

ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Для начала определим, кого мы считаем душевно здоровым человеком. Выделим два уровня душевного здоровья.

Первый уровень: медицински здоровый человек. То есть человек, которого считает здоровым медицина (психиатрия). Признаки такого рода душевного здоровья заключаются в отсутствии симптомов психических болезней: нарушений сна, галлюцинаций, фобий, уныния и др. Таким здоровьем обладает примерно 90% населения развитых стран.

Второй уровень: идеально здоровый человек. Вот некоторые признаки такого человека:

— является медицински (душевно) здоровым;

— имеет мирные, теплые отношения с большинством окружающих;

— умеет любить по-настоящему;

— свободен от любых зависимостей (зависимости от мнения окружающих, любовной, интернет-зависимости и пр.);

— почти все время радуется;

— не страдает от отрицательных эмоций (злобы, гнева, ненависти, зависти, обиды, мстительности, отчаяния и др.);

— легко переносит любые испытания, трагические события (быстро восстанавливается после них);

— имеет трезвое представление о себе и об окружающем мире;

— развивается, обладая внутренней гибкостью, способностью меняться.

Из этого понятно, что идеальное душевное здоровье, с одной стороны, удел очень немногих людей, с другой стороны, это состояние, к которому всякому человеку стоит стремиться, так как именно в нем человек по-настоящему счастлив и успешен.

 

ПРИРОДА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Психиатрия, говоря простым языком, делит все душевные проблемы по своему происхождению на две категории: биохимического происхождения (когда работа мозга нарушается на органическом уровне) и ментального (когда мышление человека нарушается без органических причин).

При этом, поскольку причины биохимических нарушений неизвестны (кроме случаев травм, ран и последствий физических болезней), как неизвестно, например, почему тот или иной человек заболел раком, никто не может поручиться за то, что и биохимические механизмы душевной болезни не связаны с ментальной деятельностью человека, с его мышлением. Поэтому психиатрия не отрицает, а мы прямо утверждаем, что мышление и поступки человека являются определяющими причинами его душевного здоровья и болезней.

 

ДВА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Во всей многогранности человеческого поведения (а мышление — это часть поведения), есть два фактора, имеющих наибольшее влияние на наше душевное здоровье:

1. Способность трезво оценивать себя и свое место в мире (трезвая самооценка);

2. Способность контролировать свою умственную и эмоциональную деятельность (самоконтроль).

Значение этих двух факторов колоссально для всей нашей жизни, и поразительно, что большинство людей не прилагает никаких усилий к тому, чтобы развивать в себе эти способности.

Трезвая самооценка — это максимально приближенное к фактическому представление о себе, о своих качествах, возможностях, ответственности, о своем взаимодействии с людьми и вселенной и пр. Крайние отклонения от трезвой самооценки — это мания величия и непомерное самоуничижение. В психиатрии существует такое понятие как «критика», то есть способность человека критически оценивать себя. Именно «критика» помогает нам познавать себя. Тяжелобольные душой люди зачастую считают себя нормальными, а почти всех вокруг — больными: они не способны смотреть на себя критически. Это случай отсутствия «критики».

Но если мы не считаем себя наполеонами и иногда признаем критику жены (мужа), это еще не значит, что у нас трезвая самооценка. Можно без всякого преувеличения сказать, что самооценка всякого человека искажена, и у подавляющего большинства людей — сильно.

Откуда это известно?

Это известно потому, что трезвая самооценка не достается даром, ее приходится добывать мыслительным трудом. Но трудом этим занимаются немногие, а кто занимается, с удивлением открывают, что процесс этот бесконечен. Кажется, что ты уже все знаешь о себе, но проходит несколько лет, и открывается новый уровень понимания. Еще через несколько лет труда — следующий. И так без конца. Познать себя — труднейшая задача, поскольку мы не можем вылезти из своей шкуры и посмотреть на себя со стороны.

Но эти усилия окупаются сторицей. Все люди, испытывавшие хоть малые душевные недомогания, знают, что в минуты болезни представление о вещах как бы «плывет». Меняется представление о людях (они вдруг начинают казаться дурными, либо агрессивными либо не любящими нас), о самих себе... Это страшно, не за что ухватиться. Так вот, трезвое представление о себе и мире — это как раз тот «якорь», который удерживает наше сознание у «пристани». Это тот компас, который указывает нам, где юг, а где север. Это та карта, на которой мы точно видим путь из нашей точки А в желаемую точку Б.

Трезвость и душевное здоровье — это вещи, взаимовлияющие друг на друга. Трезвость охраняет наше душевное здоровье. Движение в сторону болезни сопровождается уменьшением трезвости. Именно ввиду подвижности нашего сознания требуются постоянные душевные усилия для того, чтобы не деградировать, не терять свое здоровье, а наоборот укреплять его. Сознание человека похоже на автомобиль на трассе, идущей в гору: либо мы едем вверх, либо скатываемся вниз: ввиду подвижности сознания невозможно «выключить мотор и поставить себя на ручной тормоз».

Второй фактор, самоконтроль — это наша способность управлять нашей умственной деятельностью. Прежде всего, эмоциями. Эмоции (страсти) как раз являются той силой, теми волнами, которые постепенно увлекают наше сознание от спокойной пристани здоровья в бушующее море болезни. Именно эмоции лишают нас трезвости. Сила эмоций и сила разума — кто обычно побеждает в этом поединке, этим и определяется степень нашего самоконтроля. Если мы умеем, в первую очередь, отслеживать свое эмоциональное состояние и затем уже обуздывать те эмоции, которые нас влекут куда не надо, значит, мы умеем владеть собой.

Очень многие люди даже не задумываются о том, что не все наши эмоции нам на пользу и поэтому их нужно как-то контролировать. Особенно это заблуждение свойственно женщинам. Не испытав подлинно светлых и прекрасных состояний, такие люди довольствуются второсортными эмоциями как чем-то, что дает им почувствовать себя живыми и, может быть, даже любящими (хотя это вовсе не любовь). И поэтому идею о том, что страсти — это не так уж и прекрасно, а может даже и губительно, таким людям воспринять нелегко, ведь из этого вытекает довольно безрадостная оценка пережитого...

И вот тут все зависит от того, включится у человека «критика» или нет. Если она не включается сама по себе, начинаются испытания. Расставания, нелады в отношениях, проблемы на работе. Очень многим испытания помогают пересмотреть свою жизнь и свое мировоззрение. Если даже испытания не помогают, дальнейшее «уплывание» может дойти уже и до биохимических повреждений. После этого человеку уже помочь очень трудно. Психиатрия может предложить только таблетки, а таблетки не лечат, а лишь «подлечивают». Ведь любая проблема решается устранением ее причины, а как таблетки могут сделать человека самокритичным или помочь ему выработать навык владения собой?

Поэтому своим душевным здоровьем лучше заниматься, пока оно еще есть. Если заниматься своим здоровьем правильно, оно будет улучшаться по мере наших занятий, а вместе с этим будет повышаться уровень нашего счастья и эффективности во всей нашей деятельности.

И теперь мы подходим к главному вопросу: какое мировоззрение дает более надежный фундамент для наших занятий собой?

Мировоззрений очень много, что, кстати, и сбивает многих с толку. Не пытаясь объять необъятное, мы рассмотрим лишь два мировоззрения — атеизм и православие. И лишь два фактора — как раз эти важнейшие факторы душевного здоровья: трезвость и самоконтроль. То есть, попробуем выяснить, какое из этих двух мировоззрений лучше поможет нам трезво смотреть на себя и владеть своей умственной деятельностью.

 

КТО ТАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ И АТЕИСТ?

Но вначале определимся с терминами.

Атеистом мы называем человека, который не верит в существование Бога и бессмертной человеческой души. Свою мыслительную деятельность он обычно считает продуктом электрических и химических продуктов в головном мозге.

Православным мы называем человека, который не только считает себя православным (очень много тех, кто так считает ошибочно), но и ведет полноценную православную духовную жизнь. То есть читает духовную литературу, ведет духовную борьбу, регулярно прибегает к таинствам православной церкви и молится.

Почему мы говорим здесь именно о православных, а не о христианах вообще? Потому что при единстве в главном между православными, католиками и протестантами, только православные читают настоящую духовную литературу и ведут духовную борьбу (то есть работу по совершенствованию своей души). В России церковные лавки ломятся от толстых томов серьезной духовной литературы, а на Западе в храмах католиков и протестантов можно увидеть лишь скудный набор из нескольких тонких брошюрок. А не обладая знаниями, духовную борьбу успешно вести невозможно. И это имеет значение для темы, которую мы хотим обсудить.

Также отметим, что везде есть разные люди, есть исключения. Естественно, когда мы будем говорить об атеистах и православных в общем, мы будем говорить о средних, типичных представителях своего мировоззрения.

 

ТРЕЗВАЯ САМООЦЕНКА

Трезвая самооценка вырабатывается при наличии у человека следующих трех качеств:

1. Стремление к самопознанию.

2. Стремление к самосовершенствованию.

3. Здравые представления о мире и природе человека.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с каждым из этих трех качеств у православного и атеиста.

Стремление к самопознанию.

Важнейшей частью духовной практики каждого православного являются покаяние и исповедь. То есть контроль собственных дурных мыслей и поступков с целью их искоренения. Причем все православные знают, что областью, в которой мы совершаем больше всего грехов, является общение с людьми, так как именно в общении с людьми в нас проявляются тщеславие, зависть, ненависть, осуждение и многие другие пороки. Именно конфликтные, болезненные ситуации показывают нам, какие мы есть.

Сам язык православных людей говорит об их правильном отношении к тому, что атеисты называют кризисом, несчастьем, горем. У православных все это называется испытанием. Почему испытанием? Потому что все эти ситуации проверяют, испытывают нас и способны показать нам такие глубины нашей личности, которых мы не знали. Православные, встречаясь с испытанием, относятся к нему конструктивно (с точки зрения психологии) и извлекают из него пользу для своего самопознания и саморазвития.

Среди атеистов, конечно, тоже есть люди, которые понимают важность самопознания. И есть даже такие, которые осознают конструктивную сторону кризисов и пользуются ей. Но таких людей среди атеистов мало, так как верования атеистов подразумевают, что у человека нет бессмертной души, а значит на повестке дня не стоит вопрос ее совершенствования. Атеисты прилагают большую часть усилий не к совершенствованию внутреннего «я», а к различным внешним целям.

Своим же «я» атеисты начинают интересоваться только когда возникают проблемы. В остальное время они в гораздо большей степени, чем православные, ориентированы на самооправдания, на то, чтобы не видеть, не признавать своих слабостей: в большинстве своем они не понимают, зачем им познавать себя.

Стремление к самосовершенствованию.

С самосовершенствованием все обстоит примерно так же как с самопознанием. Для православных самосовершенствование — главное дело жизни, а для атеистов не стоит на повестке дня либо речь идет о совершенствовании определенных качеств и навыков для решения прагматичных задач: карьера, улучшение отношений в семье, устранение душевного дискомфорта и пр. (Мы не говорим здесь о «самосовершенствовании» в физическом плане, к чему склонны атеисты в большей мере, чем православные, — поддержании физической формы, косметике, одежде, украшении жилищ и прочее, — так как это не имеет отношения к делу.)

То есть совокупно самосовершенствованием своей личности атеисты занимаются гораздо меньше, чем православные. Но их проблема не только в этом.

Тут важно вообще понимать, какое отношение самосовершенствование имеет к трезвой самооценке. А вот какое. Чем сильнее в человеке страсти, эмоции, тем труднее ему трезво смотреть на вещи. Совершенствование в понимании православных как раз и заключается в освобождении от страстей — по их мнению, этот путь ведет к радости и любви. У православных есть стройная и действенная система преодоления страстей. Поэтому самосовершенствование православных приближает их к трезвому взгляду на себя.

А атеисты, даже занимаясь теми или иными видами самосовершенствования, практически никогда не стремятся освободиться от страстей. Более того, в отличие от православных, они не имеют инструментов для такого освобождения. Поэтому самосовершенствование атеистов не только более редкое явление, чем самосовершенствование православных, но и оказывает незначительное положительное влияние на степень трезвости человека.

А отрицательное влияние на степень трезвости самосовершенствование атеистов имеет место очень часто. Всякие «тренинги повышения самооценки», тренинги и книги по соблазнению, карьерные книги и тренинги и пр. еще больше удаляют человека от реального понимания себя и своего места в мире.

Здравые представления о мире и природе человека.

Рассмотрим два аспекта мировоззрений, наиболее влияющие на душевное здоровье человека.

Первый аспект — это представление человека о смысле земной жизни. Для православного человека смысл жизни в совершенствовании души, а главным признаком совершенства является способность человека любить по-настоящему. Выше мы уже говорили о том, насколько необходимо стремление к совершенствованию для обретения трезвого взгляда на вещи. Миропонимание православных ставит эту цель на первое место.

А что с атеистами? Раз души нет, значит ее совершенствование не может быть целью. Поэтому цели жизни атеистов иные. Как правило, атеист живет с одной или несколькими из следующих осознанных или подсознательных целей:

— максимум удовольствий, интересных ощущений,

— минимум страданий, боли, страха,

— слава и зависть окружающих,

— успех в работе, значительные дела,

— успех в семейной жизни.

Изо всех этих целей только вторая (минимум страданий, боли, страха) хоть как-то может сподвигнуть атеиста к подлинному самосовершенствованию. Поэтому в общем и целом атеистическое представление о смысле жизни способствует трезвению гораздо меньше, чем цель жизни православных.

Второй аспект — это степень человеческой гордыни. Гордыня — главная причина депрессий, самоубийств и вообще всех пороков и психических заболеваний человека. И наоборот, чем меньше у человека гордыня — тем ближе он к трезвому представлению о себе.

Что такое гордыня? Гордыня — это желание (страсть) единолично и безраздельно управлять всеми обстоятельствами своей жизни и жизней окружающих людей. То есть это преувеличенное представление о своей важности. Признаки гордыни — болезненная реакция человека на то, что сорвался какой-то его план, другой человек (близкий или не очень) поступил не так, как бы гордецу хотелось, общая мрачность, депрессивность.

Из описанного понятно, что гордыня — это в каком-то смысле желание поставить себя на место Бога. И атеист имеет такую возможность — ведь для него Бога нет, все события — случайны, мир — сплошной хаос, а человеческое общество — джунгли, где побеждает сильнейший. Во всем этом «бардаке» единственный шанс как-то обрести почву под ногами — самому стать «богом», начать повелевать людьми и обстоятельствами. Хотя бы в своем воображении. Поэтому гордыня так свойственна атеистам.

Православные же не могут ставить себя на место Бога по очень простой причине: они знают, что Бог-то есть, место не свободно. Кроме того, в православии гордыня — тягчайший грех, а противоположное ему смирение — одна из наиболее желанных работы над собой. Православные умеют подмечать в себе гордыню и преодолевать ее, и придают этой работе огромное значение.

Заметьте, мы здесь не пытаемся судить о том, чье миропонимание является более объективным (этот вопрос не решается простыми рассуждениями), мы говорим лишь о том, какое миропонимание больше содействует душевному здоровью. Поэтому мы и называем — «здравое представление», а не, например, «верное представление». И доступный логике любого человека анализ показывает, что, по крайней мере, трезвому взгляду на себя православное мировоззрение способствует в гораздо большей степени, чем мировоззрение среднего атеиста.

 

САМОКОНТРОЛЬ

Вот мы и добрались до второго из двух главных поведенческих факторов душевного здоровья — самоконтроля или умения управлять своей эмоционально-мыслительной деятельностью.

Самоконтроль заключается в верховенстве ума и воли над эмоциями. Ум владеющего собой человека постоянно анализирует эмоции и при обнаружении разрушительных, негативных эмоций предпринимает те или иные меры к снижению их уровня. Если человек не владеет собой, он не только сиюминутно страдает от негативных эмоций, но и становится все более и более слабым по отношению к ним, то есть эмоции, страсти берут над ним все более и более уверенную власть — и так вплоть до психического заболевания. Также существенно то, что в негативно эмоциональном состоянии человек не может принимать верные решения и полноценно взаимодействовать с другими людьми.

Итак, самоконтроль заключается в двух вещах:

1. Способность анализировать имеющиеся эмоции, то есть замечать их и давать им оценку;

2. Способность обуздывать их, то есть ослаблять, а в идеале менять на противоположную позитивную эмоцию в данный момент.

Начнем с первой способности — анализировать эмоции.

Анализировать — это значит сверять с неким «справочником» для идентификации типа эмоции, а также измерять силу эмоции.

Какой «справочник» эмоций доступен атеисту? Самое большее, что ему доступно — это представления из психологии. Но проблема в том, что психология — это совокупность довольно разнородных теорий. Часть из них вообще основывается на том, что все эмоции — хороши, негативных нет.

Поэтому самым надежным мерилом внимательного атеиста является его собственное ощущение — неприятное либо приятное. С неприятными все ясно — тут даже атеист не ошибется. А вот с приятными сложнее. Например, спать с чужой женой (или мужем) довольно приятно, но в целом ощущения смешанные. Или, например, отомстить кому-то за что-то — вроде приятно, но тоже ощущения не без ложки дегтя. Или когда тебя хвалят — приятно, но точно ли это позитивная эмоция?.. Словом, уже на стадии анализа у атеиста много шансов ошибиться.

Православному гораздо легче. Помимо надежного «справочника» — стройной и целостной системы представлений о страстях и противоположных им добродетелях, у православных есть такой навык как «различение помыслов». Поскольку все жизненные ситуации в один справочник не впишешь, наука «различения помыслов» помогает человеку разобраться в своих ощущениях и точно определить, является ли мысль или чувство позитивным (от Бога) или негативным (от лукавого).

Со способностью обуздывать негативные эмоции все еще интереснее.

Если вы атеист, подумайте и вспомните, какие у вас есть средства уничтожить отрицательную эмоцию, которая доставляла вам неприятные минуты. Это могла быть обида, чувство зависти, ненависть, желание отомстить, чувство несправедливости, отчаяние и др. Что вы делали в таких ситуациях, чтобы вернуть себе хорошее настроение?

Скорее всего, ничего такого, что бы вам помогло. Обычно человек, не умеющий контролировать себя, просто идет на поводу у эмоции (то есть в буквальном смысле на поводу — как собака за хозяином). Если мучает зависть — мечтает о том, как приобрести то, что вызывает зависть или как уничтожится принадлежащий другому предмет зависти. Если мучает обида после неприятного слова в наш адрес — мечтаем, как бы мы могли ответить, сразить противника. Если мы охвачены ненавистью — представляем кары на голову того, кого ненавидим. И так далее. Со временем эмоция проходит, но не исчезает совсем: осадок от нее, как правило, остается. И накапливаясь тысячами пластов, такие осадки постепенно лишают нас способности радоваться и любить.

У атеистов просто-напросто нет эффективных средств борьбы с негативными эмоциями. Все, что им доступно — это уговоры себя и некоторые словесные формулы. Лучшая из этих формул — «Прощаю тебя», адресованная человеку — объекту наших негативных эмоций, — приносит облегчение. Но во-первых, она мало кем из атеистов используется, во-вторых она все-таки не самый действенный метод, в-третьих, не во всех ситуациях ее можно применить. Как, например, быть, когда мучает отчаяние, ощущение безвыходности? Кого тут прощать?

Как атеист может бороться с негативной эмоцией, если не имеет представления о том, почему и откуда она взялась? Большинство атеистов думает, что их негативная эмоция — это естественная, единственно возможная реакция на то или иное внешнее событие. Мне сказали неприятное слово — я обиделась. Мои дела не оценили по заслугам — я расстроился. Со мной развелись — я впала в депрессию. То есть моими эмоциями управляют внешние события, а не я.

У православных совершенно другой взгляд. Они знают, что причина их негативных эмоций — в них самих, в их пока не преодоленных страстях. Я зависима от чужого мнения — и поэтому обиделась на неприятное слово. Я тщеславен — и поэтому расстроился, когда меня не оценили. Я горда — и поэтому не смогла в разумные сроки конструктивно пережить развод и впала в депрессию.

А раз человек видит причину своих негативных эмоций, причем видит ее в самом себе, то у него появляется возможность победить эту эмоцию, был бы метод. И такие методы у православных есть, причем абсолютно действенные. При наличии навыка, победа достигается быстро и легко, и для этого не нужно каких-то особых способностей. Так, автор этой статьи до своего воцерковления очень мучился от разного рода эмоций, а за последние 10 лет ему крайне редко встречались случаи, когда победа над негативной эмоцией стоила существенного труда.

 

ВЫВОДЫ

Подведем итоги. Если считать трезвый взгляд человека на себя и его способность к самоконтролю двумя важнейшими факторами душевного здоровья, то православное мировоззрение в гораздо большей мере содействует здоровью, чем атеистическое. И это подтверждается практикой - среди православных ниже доля самоубийств и психически больных.

Почему же тогда многие атеисты смотрят на православных как на не совсем нормальных, и даже придумали выражение «православие головного мозга»?

Именно ввиду своей удаленности от трезвого взгляда на вещи. Помните, мы говорили с вами вначале о том, что психически больные люди обычно считают себя нормальными, а окружающих больными? Это тот самый случай, только речь идет не о тяжелой болезни, а в среднем о некотором отклонении от идеального состояния психики.

Православные же, наоборот, обычно трезво сознают, что знают себя плохо, что не могут судить о вещах вполне объективно, что путь до идеального здоровья еще далек. В общем, они проявляют высокую степень той самой «критики», которую так любят психиатры.

 

В ЧЕМ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ЭТОЙ БЕСЕДЫ?

Кто-то из атеистов может спросить: «Ну, хорошо, допустим, все так и есть, я смотрю на вещи не трезво, не совсем душевно здоров. Но что мне даст это открытие? Я атеист и не могу вдруг превратиться в верующего, да и не очень-то хочу».

Конечно, вы не можете вдруг превратиться в верующего. Это путь не одного дня и совершается он не разговорами или чтением, а поступками. Но любой путь всегда начинается с первого шага, и он-то как раз часто является самым трудным.

Вашим первым шагом — пусть не к православию, а к идеальному душевному здоровью (а значит счастью), — который вы можете сделать прямо сейчас, и он не потребует от вас особых жертв — это поменять свое отношение к самопознанию и познанию вообще. Перестаньте бояться того, что вы можете узнать о себе что-то неприятное, а об устройстве мира — что-то новое. Перестаньте считать свое представление о вещах совершенным и окончательным — оно точно не совершенно просто потому, что оно не совершенно ни у кого, и не окончательно просто потому, что вы еще живы. Научитесь видеть в новой информации (прежде всего, о себе) не угрозу своему статус кво, а возможность развития себя и улучшения своего внутреннего состояния.

 

И НАКОНЕЦ, ПРО САМОМНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ. Обращение к части читателей

Если после прочтения статьи Вы уловили только то, что православные считают себя лучше других, и причиной этому их самомнение, перечитайте материал с начала и постарайтесь сами для себя опровергнуть приведенные в статье логические рассуждения.

Подсказка. Обращаем Ваше внимание на то, что речь в статье идет не о людях — православных и атеистах, а об инструментах, содействующих здравомыслию, которыми располагают те и другие. Если Вы хотите утвердиться в мнении о несостоятельности православного инструментария, Ваша задача — обдумать написанное и найти в нем ошибки или неправду. Если Вы способны логически мыслить у Вас это, видимо, должно легко получиться.

© Pobedish.ru

Об авторе: Дмитрий Семеник

душевное здоровье человека


( Победишь.ру 84 голоса: 2.74 из 5 )
10767


Дмитрий Семеник

Дмитрий Семеник

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущая беседа

Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Может ли человек в депрессии помочь сам себе? (Психиатр Дмитрий Кваснецкий)
Антидепрессант №1 (Дмитрий Семеник, психолог)
Самый простой и быстрый путь к психической болезни (Дмитрий Семеник, психолог)
Печаль светлая и черная или Грешно ли грустить? (Священник Андрей Лоргус)
Шизофрения — путь к высшей степени нестяжания (Дмитрий Семеник, психолог)
Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь (Психиатр Дмитрий Авдеев)
Депрессия и телевизор (Дмитрий Семеник, психолог)
Роль психиатрии и Церкви в преодолении депрессии (Психиатр, священник Владимир Новицкий)
Любой диагноз в психиатрии – миф (Психиатр Александр Данилин)
Стратегия осознанной гибкости – простейшее средство борьбы с реактивной депрессией (Дмитрий Семеник, психолог)

Самое важное

Лучшее новое

Выбрали жизнь
Всего 39244
Вчера 2

Поддержать нас - кисть
Из несчастного стать счастоливым
Как пережить расставание
Последние просьбы о помощи
27.03.2024
У меня с каждым днём появляется всё больше суицидальных мыслей. Мой отчим относится ко мне с жутким холодом, не разговаривает со мной... У меня нет поддержки. Я бы хотел однажды прийти домой и услышать, что мной очень гордятся, что я молодец. Мне важно услышать это именно от них. Я хочу просто умереть и не заморачиваться со всем этим. Ни одна проблема не обходит меня стороной и ударит в самое больное место.
27.03.2024
Не хочу жить. Не вижу смысла. Нет целей, возможностей и мотивации что-то менять. Меня не покидает злость и несправедливость к этому миру. Мне по жизни всегда не везло. Как будто остался на отшибе от всего настоящего мира.
24.03.2024
я устала... я уже ничего не вывожу... мама вечно загружает работой, сестра глумтся,а она младше меня, я устала о. упреков что я ... я у хочу умереть я ненавижу себя... свое тело... меня бросили люди в которых я нуждалась щас больше всего, они были той ниточкой что тянули меня к жизни.... ниточки больше нет..... зачем так жить...?
Читать другие просьбы

Диагностика предрасположенности к суициду



Книги для взрослых


диагностический курс

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь - личное дело каждого.
За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2021. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru
Настоящий сайт может содержать материалы 18+