Жизнь можно изменить

Человек обязан меняться

— Как вы считаете, почему часто люди не видят выходов из сложившейся тяжелой ситуации? Почему им кажется, что ситуация безвыходная?

— На уровне подсознания человека записан определенный стандарт поведения, а наша жизнь часто может ему не соответствовать. И если я в этот стандарт не укладываюсь — то я неудачник, я ничего не смогу в жизни, думает человек.

Для девушек надо быть худой, к примеру. А что делать, если ты полненькая, если у тебя кость широкая? Значит, я — нестандарт, я — уродина.

А как этот стандарт записывается в наше сознание?

Стандарты, готовые формы навязываются нам современным обществом и таят в себе огромную опасность. Это начинается с самого детства — возьмем, к примеру, игрушки. Кукла Барби: это определенная модель жизни, ее фигура, ее двухэтажный дом и всё прочее. А если жизнь у тебя не такая, как у Барби, — значит, жизнь не сложилась?

Игра в Барби направлена на воспитание потребительских качеств. Вместо того чтобы развивать человека, сравнивать разные системы, искать, общество делает человека послушным потребителем.

Как преодолеть эти ложные стандарты?

Надо быть самим собой. Нужно воспринимать себя таким, какой ты есть. Но это не значит потакать себе. Часто говорят: я такой, какой я есть, и это значит «подстраивайся под меня как хочешь».

Нет! Быть собой — это значит понимать, что у меня, в моих кладовочках, есть что-то, и я должен это использовать на всю катушку. Я должен изменяться, я должен преобразовываться, должен жить. Но не идти чужим путем, а идти личным, своим. Любое повторение, любое клонирование — оно не клонирует душу, саму суть явления, а только внешнюю сторону. Мы можем, знаете, как Хоттабыч, сделать такую же телефонную будку из чистого золота, но функции-то она не будет выполнять. Перенятие чужой модели всегда обедняет и навязывает неудобный для нас стандарт мышления.

И то, что для кого-то благотворно, для тебя может оказаться нежизнеспособным. Это так?

Да, мы все разные. И Слава Богу! Мы для того все разные, чтоб друг друга дополнять и делать мир насыщенным, полным, многогранным. А любое навязывание штампов — оно делается обществом специально, потому что когда человек при штампе, легче его удовлетворять, что-то ему продать.

Появляются такие выражения у представителей мира музыки как: «Пипл схавает». Фраза грубая, но работает. Ставится штамп «это хорошо». Кто сказал, что это хорошо? Для Васи может быть и хорошо, а для тебя может быть плохо. Для меня это может быть отвратительно. Всегда во все времена считалось, что иметь свое мнение — это роскошно. Сейчас иметь свое мнение зачастую воспринимается как «отстой».

И такой непонимающий человек становится белой вороной?

Да. А ведь в этом роскошь души, роскошь его интеллекта. Да, стать своим в подростковой компании, имея набор этих штампов, проще и быстрее. Я говорю такие фразы, я так одеваюсь, я слушаю такую музыку, мы вместе посещаем одни и те же фильмы, и т.д. и т.д. А когда у тебя есть свой особый мир, то надо притираться, надо будет в чем-то считаться с твоим мнением. Проще толпой высмеять. Потому и возникает страх: «Меня высмеют, меня общество выбросит», если не попадаешь в эти каноны, в эти штампы.

А как эти штампы влияют на жизнь человека?

От них происходит безвыходность, о которой мы с вами говорим. Штампы не дают человеку раскрывать свои особые способности. Он выполняет какую-то работу, которая ему не по душе. Но штампы не дают ему реализоваться. «Раз я этим не буду заниматься, то чем я буду заниматься вообще?» — думает он.

В условиях глобальных катастроф, катаклизмов, во время войны люди становятся более гибкими, более активными. К примеру, в эвакуацию прибывали переселенцы, называли свои профессии, им говорили: «Придется заниматься другим». И каждый человек вынужден был переоценивать свои силы и возможности и соображать: этим я смогу заниматься, а этим нет. Так вот, по нашей жизни надо постоянно себя оценивать: чем я могу заниматься, чем я не могу заниматься.

Уточним: могу или хочу?

Очень часто человек хочет того, к чему на уровне интуиции у него есть способности. Но какие-то ограничители его сдерживают. «Я хочу рисовать, но я же не умею». Возьми и научись, чего проще. Но эта свобода нас же и пугает. Человек думает — «а вы меня за ручку приведите. Если мне здесь не понравится, или здесь мне будет плохо (а на первом этапе всегда будут трудности) у меня будет виноватый». Это как бы духовная незрелость.

В принципе об этом еще психолог Запорожец писал, что послевоенное поколение воспитывалось в плане таких вечных детей, неготовых брать на себя ответственность. Есть папа, есть мама, которые все решат. Родители создают им сверхтепличные условия. «Мы от всего его отгородим, даже от жизни отгородим».

Безусловно, до определенного момента надо ограждать. Но если ограждать дальше, ребёнок вырастает неспособным к принятию ответственности, потому что он все время сам видит эту теплицу. От микроуровня семейного воспитания отношение переходит к макроуровню — государственному воспитанию тепличного электората, который выбирает кого надо, которого можно увлечь определенными технологиями, которому можно планировать продажу, увеличение объема продаж и тому подобное. В такой ситуации можно пустить на поток вещи штучные, непотоковые, такие как образование, такие как культура, такие как искусство. Это рабство.

Давайте попробуем рассмотреть примеры таких штампов более конкретно.

Вот успешный человек: какой он? Многие из нас обнаружат довольно-таки большой процент одинаковых штампов. Навязанная модель «успешный сорокалетний мужчина»: богатый, автомобиль, недвижимость, любовница, бары, фитнесы, дорогое хобби. Узнаёте?

А вот совсем другой пример реально реализованного человека, с которым я столкнулась в жизни. Два старичка, по 86 и 89 лет, сделали ветровую установку, которая величиной всего один метр и ее можно установить на крышу любого дома, весьма конкурентоспособный товар. И они у себя клепают в маленьком цеху эти установочки, они счастливы, потому что у них такая радость и активность жизни, они занимаются своим делом. Разве они не успешны?

А разве слесарь изначально обречен на то, что он неуспешен, что он должен быть недоволен собой, что у него кончилась жизнь? А служитель церкви? Значит, он тоже неуспешен, в нашем понимании? А педагоги, а врачи? Все они в нашем заштампованном понимании неуспешны.

Что же на самом деле является критерием успешности?

Успех — это когда человек доволен собой. Не нужно путать это с самовлюблённостью. Настоящий успех — я делаю дело, и оно кому-то нужно, оно приносит радость окружающим и мне, потому что я этим занимаюсь.

Материальные же блага вторичны, но к успешному человеку часто приходят и они. Другой вопрос, как человек этими благами распорядится. Кто-то на церковь отдаст, кто-то на свои исследования потратит, а кто-то — чтобы приобрести очередной дом, яхту, виллу. Почему? Потому что деньги — это средство для получения удовлетворения. Вот была работа, пришел успех, я доволен этим, и я себе делаю награду. Но награда для каждого своя: духовная, интеллектуальная, возможности что-то добыть.

Достаток в голом виде не может считаться критерием успеха. Есть масса богатых людей, которые приходят домой и пьют. Они могут позволить себе психолога, ходить по врачам. Но большинство всё-таки просто спивается. Почему? Потому что они не чувствуют себя успешными.

А что может являться наградой для успешного человека?

— Психика любого человека устроена так, что законченным дело считается только тогда, когда получена за него награда, оплата. Тогда психика отпускает это дело и готова заняться новым. Если вы не получили награду, психика тянет это дело на протяжении многих лет. И вы сами себя перегружаете, чувствуете, что вы так много делаете, а ничего не сделали.

Каждый понимает под наградой что-то своё. И часто очень люди попадают в безвыходную ситуацию из-за того, что они не привыкли вырабатывать свои принципы и пытаются довольствоваться той наградой, которая им не подходит, но почитается большинством. А такая награда не будет их удовлетворять. А чтобы получить такую, надо научится независимо определять свои потребности.

Давайте поговорим конкретнее о реализации своих возможностей и о «тупиках». Очень многие люди попадают в них в молодом возрасте. Вот молодой человек — до 25 он только «пиво пил». У него нет даже наработанного опыта, чтобы анализировать его. Что делать в этом случае?

Нужно не бояться пробовать что-то новое. Мы же не боялись сделать первый шаг, когда учились ходить. Наоборот, старались, набивая шишки. А теперь стали бояться обременить себя лишней шишкой. Ну и что? Шишка тоже бывает полезна, потому что дает возможность призадуматься, перевести дух, и посмотреть на всё с другой стороны. Этот страх у многих появляется из-за школы, потому что, если ты не делал что-то не так, то получал двойку. И если в семье еще добавочно культивируется, что ты должен приносить оценки, а не знания, то, естественно, появляется страх ошибки. Страх отличника: поставьте мне пять, или меня мама-папа убьет.

Нужно разрешить себе быть неправым. Нужно разрешить себе роскошь делать ошибки. И ради Бога — быть сумасбродным в чем-то. Не надо быть все время правильным. Иногда надо быть и неправильным.

Онлайн курс «Повышение самопринятия» изменит Вашу жизнь.

От чего зависит понимание правильности?

У Гумилева есть великолепное высказывание: «Правильность определяется обществом, временем и историческим моментом». В разных обстоятельствах бывает по-разному. Ребенок научился есть, всё вокруг перемазав, испачкавшись с ног до головы. Но мы умиляемся, восхищаемся: молодец, ты сам научился это делать. Но если он через десять лет так же поест, мы скажем: ты чего так насвинячил? То же самое действие является плохим.

— Один из способов развития человека — это обучение, приобретение новых знаний.

Получать знания можно по-разному. Можно и через самообразование, и через систему курсов, и через высшее учебное заведение. Важно понять — зачем тебе нужны именно эти знания и нужны ли вообще. Учеба просто ради корочки и ради престижа вряд ли принесёт плоды.

Но многие делают именно так…

Вот был случай в практике. Родители прочили ребенку карьеру адвоката, а ребенок ответил им: я хочу быть фермером. У родителей был шок. Но диагностика показала, что на самом деле у него фермерские способности высоко стоят, а юриспруденция противопоказана. И он чувствовал это! Его насильно все-таки заставили, впихнули в институт. У мамы случались приступы постоянные. Это один из способов манипуляции над детьми, шантажирование. Его заставили закончить этот институт, но параллельно он учился на агронома. И он сказал: все, я вам диплом принес, а теперь не мешайте мне жить. И поехал фермерствовать — и стал счастлив!

Очень часто тут у молодых людей идет прессинг со стороны семьи. «Мы ведь в тебе видели...» Это твоя мечта, ты не реализовал эту мечту по каким-то причинам. Ребёнок приходит в мир не для того, чтобы реализовывать планы родителей. Нужно помочь ему или хотя бы не мешать. А навязывание своих интересов является эгоизмом.

Хотелось бы рассмотреть реальную ситуацию о проблемах в учебе, которая случается со школьниками и студентами. Многие в наше время, как ни странно, из-за этого переживают. Вот приходит на один из наших сайтов молодой человек. Ему 20-21 год. И он, по его словам, еще ни разу не сдал ни одной сессии, ничего у него не получается и он уже в отчаянии из-за этого. Ему даже кажется, что у него не то что-то с памятью, с головой.

Вполне возможно, что он не тем инструментом пытается запомнить.

Если знания у него при этом есть, просто плохие оценки — бывает, до сих пор у нас оценки выставляются субъективно. Общих критериев по получению оценок у нас нет. В любом случае всегда идет субъективизм. Чем-то он не понравился преподавателю. Бывают люди, которые умеют поссориться ну абсолютно со всеми преподавателями. Но при этом он знает: он может это сделать, он понимает суть, он может работать. Помни, что на рабочем месте тебя будут ценить не за то, что у тебя красный диплом или синий, а за твои знания. Посмотри, как надо научиться преподносить свои знания, чтобы они были достойно оценены, как придать им форму.

Другой вопрос, если ты не понимаешь сути. Если ты хочешь познать и не можешь познать. Тогда вполне возможно, что у тебя какие-то проблемы, которые надо решать. А может быть, ты просто избрал не тот путь в обучении: не того типа учебники берешь. И поэтому ты неуспешен.

Например, людям с чисто тактильным типом памяти очень тяжело учиться по школьным учебникам. Если у человека системный тип мышления, ему нужно собрать массу данных, и как бы с высоты птичьего полета оценить ситуацию: системный, центристский тип мышления. Школьные учебники для него, за исключением нескольких авторов, — мрак, потому что они написаны для линейного типа мышления. Он их читает и не понимает. Здесь решается все через подбор, какой учебник нужен: находится этот автор, подбирается и решается эта проблема.

Т.е. дело не в том, что он какой-то не такой, а вот методика обучения…

Глупых людей не бывает, бывают неправильные способы обучения. Как говорится: «рожденный ползать летать не может», но и рожденному летать ползать тяжело. К каждому должен быть свой подход.

Современная педагогика, к сожалению, упускает это. Многие педагоги, даже школьные, пришли к методу такому: я даю, кто хочет, тот берет. Это не педагогический подход. И, к сожалению, в высших учебных заведениях такие же проблемы. Принцип лекторского подхода — ты обязан вести свою лекцию на всех четырех типах памяти: и зрительные моменты какие-то давать, и практические направления проговаривать, и какие-то смешные истории, эмоциональные якоря должны быть. Лекторы обучались этому специально. Сейчас, к сожалению, уровень педагогов и высших учебных заведений очень низкий. И очень много там появилось педагогов, но не лекторов. Они думают так же: я даю, кто хочет, тот берет. В итоге у нас учебные заведения превращаются в места для сдачи экзаменов…

— Скажите, а каковы человеческие возможности изменяться?

Человек обязан меняться каждые три года. В нас заложена такая программа: каждые три года происходит полное внутреннее обновление: химического состава, возможностей и всего остального. А так же происходит смена наших ориентиров и наших возможностей. Происходят гормональные и психологические всплески, запускается определенный отдел головного мозга. Причины разные, но в итоге, цикл стабильности — это три года.

Значит, жить по-прежнему человеку становится некомфортно?

Да, мы обязаны меняться, иначе нам будет неуютно. И если мы не меняемся, если мы все удерживаем несколько циклов, то тогда уже внешние обстоятельства нас вталкивают в изменения. Почему? Потому что мы то, что делали раньше, и это было хорошо, если мы сейчас делаем — это плохо. Мы сами себе создаем эту стенку, эти условия, о которые благополучно стукаемся. Любую безвыходную ситуацию, когда мы загоняем себя в угол, мы выстраиваем своими руками через нежелание изменяться.

© Pobedish.ru

Об авторе: Лосева Ирина Витальевна


( Победишь.ру 106 голосов: 4.05 из 5 )
10965


Психолог Ирина Лосева

Психолог Ирина Лосева

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущая беседа

Следующая беседа  

Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Тупики жизни: взгляд сверху (Кризисный психолог Михаил Хасьминский)
Жизнь можно изменить! (Дмитрий Семеник, психолог)
Выйти из круга привычных эмоций (Елена Орестова, кандидат психологических наук)

Самое важное

Лучшее новое

Выбрали жизнь
Всего 39244
Вчера 1

Пожертвования
Из несчастного стать счастоливым
Как пережить расставание
Последние просьбы о помощи
27.03.2024
У меня с каждым днём появляется всё больше суицидальных мыслей. Мой отчим относится ко мне с жутким холодом, не разговаривает со мной... У меня нет поддержки. Я бы хотел однажды прийти домой и услышать, что мной очень гордятся, что я молодец. Мне важно услышать это именно от них. Я хочу просто умереть и не заморачиваться со всем этим. Ни одна проблема не обходит меня стороной и ударит в самое больное место.
27.03.2024
Не хочу жить. Не вижу смысла. Нет целей, возможностей и мотивации что-то менять. Меня не покидает злость и несправедливость к этому миру. Мне по жизни всегда не везло. Как будто остался на отшибе от всего настоящего мира.
24.03.2024
я устала... я уже ничего не вывожу... мама вечно загружает работой, сестра глумтся,а она младше меня, я устала о. упреков что я ... я у хочу умереть я ненавижу себя... свое тело... меня бросили люди в которых я нуждалась щас больше всего, они были той ниточкой что тянули меня к жизни.... ниточки больше нет..... зачем так жить...?
Читать другие просьбы

Диагностика предрасположенности к суициду



Книги для взрослых


диагностический курс

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь - личное дело каждого.
За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2021. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru
Настоящий сайт может содержать материалы 18+