Новоиерусалимский монастырь
-
- Ветеран
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 20 мар 2009, 20:09
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Москва
Новоиерусалимский монастырь
В начале прошлой неделе... пользуясь безработным периодом своей жизни, главное достоинство которого - масса свободного времени... я побывала в Новоиерусалимском монастыре. Давно знаю этот монастырь... С детства люблю бывать там... Каждый раз как попадаю туда... умиротворяющая тишина монастырского парка замедляет бег моих мирских мыслей и обращает мой взор внутрь моего сердца... Наступает какое-то дивное состояние... чувство спокойного, раннего летнего утра, когда чуть наклюнулся восход... еще чувствуется влага росы и все окутано туманом... Эх... жаль, что такое душевное состояние мимолетно...
Я приехала в монастырь к началу вечерней службы... Вошла на территорию монастыря... и мой взор просто приковал к себе красивейший Воскресенский собор. С чувством восторга, трепета и с замиранием сердца я перекрестилась и в этот момент зазвонил колокол... Звук и вибрация колокола кажется проникли в самое сердце... Потрясающее чувство... А дальше... под таким впечатлением я просто бродила по монастырю... любуясь собором, монастырскими строениями, цветником и просто наслаждаясь этим вечером и природой вокруг меня...
Немного истории:
Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский Новоиерусалимский) основан в 1656 патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово). По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. На холме, получившем наименование Сион был заложен мужской монастырь. Окружающие территории получили палестинские названия: к востоку от монастыря — Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря присутствовал Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Над архитектурой монастыря работали зодчие К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658—1664; Трёхсвятительская церковь (1686—1698); надвратная церковь (1694—1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694).
Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты. В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет. В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном. С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. Перед секуляризацией церковных земель монастырь владел 13935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли.
В XVII в. на территории Нового Иерусалима существовала большая библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.
Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.
Монастырь в XIX — начале XX в.в. был важным центром паломничества. С постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.
В 1698 близ монастыря произошло сражение между восставшими стрельцами и войсками, верными царю. В 1919 монастырь был закрыт, в 1921 в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 — Московский областной краеведческий музей).
В 1941 здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.
В 1959 музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.
Я приехала в монастырь к началу вечерней службы... Вошла на территорию монастыря... и мой взор просто приковал к себе красивейший Воскресенский собор. С чувством восторга, трепета и с замиранием сердца я перекрестилась и в этот момент зазвонил колокол... Звук и вибрация колокола кажется проникли в самое сердце... Потрясающее чувство... А дальше... под таким впечатлением я просто бродила по монастырю... любуясь собором, монастырскими строениями, цветником и просто наслаждаясь этим вечером и природой вокруг меня...
Немного истории:
Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский Новоиерусалимский) основан в 1656 патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово). По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. На холме, получившем наименование Сион был заложен мужской монастырь. Окружающие территории получили палестинские названия: к востоку от монастыря — Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря присутствовал Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Над архитектурой монастыря работали зодчие К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658—1664; Трёхсвятительская церковь (1686—1698); надвратная церковь (1694—1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694).
Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты. В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет. В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном. С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. Перед секуляризацией церковных земель монастырь владел 13935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли.
В XVII в. на территории Нового Иерусалима существовала большая библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.
Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.
Монастырь в XIX — начале XX в.в. был важным центром паломничества. С постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.
В 1698 близ монастыря произошло сражение между восставшими стрельцами и войсками, верными царю. В 1919 монастырь был закрыт, в 1921 в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 — Московский областной краеведческий музей).
В 1941 здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.
В 1959 музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.
-
- прапорщик
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 18 мар 2009, 23:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Новоиерусалимский монастырь
Здорово! Прошлым летом там была. Очень хорошие места. В источнике воды набрала?
Если каждый будет жить по принципу фильма "Заплати Вперёд" (Pay It Forward), то добро распространится по всему миру.
-
- Ветеран
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 20 мар 2009, 20:09
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Москва
Re: Новоиерусалимский монастырь
Неа! Будет повод вместе скатать туда!Reve писал(а):В источнике воды набрала?
-
- прапорщик
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 18 мар 2009, 23:05
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Новоиерусалимский монастырь
Ну это только если ты ОЧЕНЬ постараешься меня вытащить!:))Неа! Будет повод вместе скатать туда!
Если каждый будет жить по принципу фильма "Заплати Вперёд" (Pay It Forward), то добро распространится по всему миру.
- Кризисный психолог
- Психолог
- Сообщения: 3425
- Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Москва
Re: Новоиерусалимский монастырь
Спасибо, просто замечательная виртуальная экскурсия
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)
- Алла
- полковник
- Сообщения: 3397
- Зарегистрирован: 23 окт 2008, 10:29
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Украина, Сумы
Re: Новоиерусалимский монастырь
Просто ооооочень замечательная виртуальная экскурсия! Родная, спасибо!
-
- полковник
- Сообщения: 4860
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 00:09
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Новоиерусалимский монастырь
а я была там весной, места конечно красивые, но у меня почему-то не было чувства святого места(( не могу понять почему...
- Грейс
- Психолог
- Сообщения: 2460
- Зарегистрирован: 22 июн 2009, 18:50
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Новоиерусалимский монастырь
Наверное, из-за обилия весёлых молодожёнов и иже с ними, гостей "навеселе"?:(shennal писал(а):а я была там весной, места конечно красивые, но у меня почему-то не было чувства святого места(( не могу понять почему...
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
-
- полковник
- Сообщения: 4860
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 00:09
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Новоиерусалимский монастырь
нет... там их вообще не было... пасмурно было, вот не было молодоженов...
я не могу объяснить. у меня иногда так бывает...
вот есть церковь недалеко от м. Юго-Западная... там мне вообще не навится и нет вот этого чувства святого внутри...
а вот в пос. мосрентген... там мне очень нравится. там спокойно, хорошо очень...
я не могу объяснить. у меня иногда так бывает...
вот есть церковь недалеко от м. Юго-Западная... там мне вообще не навится и нет вот этого чувства святого внутри...
а вот в пос. мосрентген... там мне очень нравится. там спокойно, хорошо очень...