Киево-Печерская Лавра
Небольшое отступление
Еще до поездки, я списалась со Светланой, и мы договорились о встрече в Киеве. Я очень переживала по поводу этой встречи, ведь мне предстояло соединить 2 мира своей жизни. Да и честно говоря, со Светой мы до сего момента как-то не общались. Я волновалась как все пройдет, как мы найдем общий язык и т.д.
По приезде в Киев мы с ней созвонились и договорились встретиться у ворот Лавры.
Мама знала о том что в Киеве нас будет ждать моя подруга, она волновалась как же мы узнаем друг друга, ведь мы видели друга друга только на фотографии, но ее волнения были напрасны – мы сразу узнали друг друга. Впрочем мои переживания тоже были напрасными, мы сразу нашли общий язык и я просто не представляю чтобы мы делали в Киеве без нашей путеводной звездочки
, без нашего ангела хранителя
, без нашей Светульки
Светуль, дякую
Лавра... как же много я от тебя ждала и как же я боялась встречи с тобой...
Боялась обманутся в своих ожиданиях, боялась что мои ожидания оправдаются...
Я была внутри как комок нервов, меня бросало из стороны в сторону
Промыслом Божиим во времена княжения на Руси Ярослава Мудрого в небольшой пещере, устроенной в горе неподалеку от Киева, поселился преподобный Антоний, первоначальник русского монашества. В 1051 г. он вернулся в свое отечество со Cвятой Афонской Горы, где принял монашеский постриг. Местом своего духовного подвига преподобный избрал пещеру около княжеского местечка Берестово, в которой прежде уединялся для молитвы митрополит Иларион. Пещера, после того как в ней поселился преподобный Антоний, стала привлекать горожан и киевскую знать, приходивших за благословением и духовным советом к богомудрому старцу. Те же, кто стремился к монашеству, просили позволить остаться с ним. Поселившиеся в пещере иноки ископали для себя новые келии, соединив их длинными подземными ходами, и там же устроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, удостоившаяся особого покровительства Царицы Небесной, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и прославившаяся святостью жизни и подвигами иноков.
Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония, искавшего уединения. Поставив для братии игуменом преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал новую келию, положив, таким образом, основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними. Первоначальные пещеры получили название Дальних.
Не приняв по смирению игуменства, преподобный Антоний по-прежнему оставался отцом и наставником братии. Дух его пребывал с ними, молитвы его низводили в их сердца небесную благодать, утверждавшую в вере и укреплявшую в подвижнической жизни.
Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского — преподобный Феодосий, юношей пришедший к нему и принявший в его пещере монашеский постриг. Преподобный Феодосий превосходил всех смирением и трудами, чем снискал всеобщую любовь. По его благословению в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях.
С этой поры на Руси определились два рода монашеской жизни по двум ее образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это отшельничество в пещерах и затворах, подвиг особо трудный и высокий. Второй — иноческое общежитие, воспитывавшее у братии такие необходимые для монаха добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отсечение своей воли и всецелое подчинение настоятелю, старшей братии и правилам монастырского устава.
Так велика и многоплодна была сила благодати Божией в Печерской обители, что именно здесь зародился особый подвижнический дух русского монашества и прославилось множество святых угодников Божиих. Вот как характеризует святую Печерскую обитель преподобный Нестор Летописец: «Пошел он (монастырь) от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, пощением, молитвою, бдением, и превзошел славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота».
Когда число братии умножилось настолько, что пещерная обитель стала для них тесна, пришло время создания наземного монастыря. В 60-х годах XI в. печерская братия расселилась у Дальних пещер, вблизи первоначального монастыря, а в 70–80-х годах начала осваиваться верхняя территория Лавры. Пещеры же использовались как место уединенной молитвы и погребения монахов.
И поныне великой святыней Киево-Печерской Лавры являются почивающие в Ближних и Дальних пещерах мощи Печерских святых. Пещеры, вырытые монахами-подвижниками и давшие название древнему монастырю, являются уникальным историческим памятником и поистине духовной сокровищницей. Ближние пещеры, скрывающие под спудом мощи прп. Антония, называются также Антониевыми, а Дальние, где покоились мощи прп. Феодосия, — Феодосиевыми. И в Дальних, и в Ближних пещерах обустроено по три храма. Самым древним пещерным храмом является церковь Благовещения в Дальних пещерах.
Первое что мне пришло в голову при виде Киево-Печерской Лавры - она совершенно не похожа на Троице Сергиеву, а я как то пребывала в полной уверенности что все Лавры идентичны
У нас во всех поездках с мамой, было четкое разделение обязанностей, она слушает, что говорит экскурсовод, я хожу, фотографирую - потом объединяем свои впечатления
В этот раз мне это разделение как нельзя лучше сыграло на руку, поскольку я была вся в своих мыслях, пыталась совладать со своим внутренним беспокойством, со своим волнением.
Мне было не до кого и не до чего, я озиралась вокруг как напуганный ребенок, но, не понимая, что же меня так будоражит здесь. Я до сих пор даже не могу вспомнить все мысли крутящиеся, как вихрь, у меня в голове.
Я смотрю сейчас фотографии, сделанные мною в Лавре, до входа в пещеры, и совершенно не помню что я была там
Этот кусочек до сих пор у меня как в тумане
Пещеры
Помню вопрос Светланы - Наташ, ты не боишься идти в пещеры? И мой самодовольный ответ -
Нет конечно же
(я еще подумала, что она со мной как с дитем малым то
) Я совсем не имела представления о том, что такое Пещеры и что, вернее, кого, я там увижу.
Тут я услышала, что экскурсовод упомянул Илью Муромца - о речь пошла, о сказках, подумала я, это интересно и начала прислушиваться к тому, что она говорит. И вот тут я поняла и осознала, куда я сейчас планирую идти, теперь мне стал понятен и вопрос Светланы...
Я не буду описывать то, что я испытала в этих пещерах, это очень личное. Скажу лишь, что я вышла оттуда потрясенная, совсем в другом внутреннем состоянии, нежели чем зашла. И спасибо огромное Светлане за ее поддержку там
Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью
В пещере 2 маршрута, один экскурсионный, второй для паломников . Мы пошли по экскурсионному.
Глубина залегания пещер - 10/15 метров.
Длина лабиринта - 383 метра.
Церкви лабиринта расположены в его юго-восточной половине.
- Подземная церковь Введения Пресвятой Богородицы
- Подземная церковь преп. Антония Печерского
- Подземная церковь преп. Варлаама, игумена Печерского
Мощи 73 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 48 деревянных раках, включая 2 двойные, с мощами 4 подвижников, 1 деревянной колоде, 9 "затворах" - древних погребальных нишах, 1 оштукатуренной крипте, в которой лежат мощи 12 подвижников, и 1 скрытом под спудом месте, где остались необретенными мощи прп. Антония Печерского. Большинство икон - середины XIX в. Мощи в раках и крипте покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.
1. Гроб преп. Антония Первоначальника (символический кенотаф)
2. Преп. Прохор Лободник
3. Преп. Иоанн Постник
4. Св. дева Иулиания, княжна Ольшанская
5-6. Преп. Василий мученик и преп. Феодор мученик
7. Преп. Поликарп, архимандрит Печерский
8. Преп. Дамиан Целебник
9. Преп. Варлаам, игумен Печерский
10. Преп. Еразм
11. Преп. Тит иеромонах
12-13. Препп. Феофил и Иоанн
14. Преп. Марко Гробокопатель
15. Преп. Нектарий схимник
16. Преп. Алексий затворник
17. Преп. Григорий иконописец
18. Преп. Сергий Послушливый
19. Преп. Савва Богоугодник
20. Преп. Меркурий, епископ Смоленский
21. Преп. Пимен Многоболезненный
22. Преп. Нестор Летописец
23. Преп. муч. Евстратий
24. Преп. Елладий затворник
25. Преп. Иеремия Прозорливый
26. Преп. Моисей Угрин
27. Преп. Иоанн Многострадальный
28. Преп. Никола Святоша
29. Преп. Онуфрий Молчаливый
30. Преп. Григорий Чудотворец
31. Преп. Онисим затворник
32. Преп. Матфей Прозорливый
33. Преп. Исаия Чудотворец
34. Преп. Аврамий Трудолюбивый
35. Преп. Нифонт, епископ Новгородский
36. Преп. Сильвестр
37. Преп. Макарий
38. Преп. Кукша священномученик
39. Преп. Пимен Постник
40. Преп. Анатолий
41. Преп. Лаврентий затворник
42. Преп. Сисой затворник
43. Преп. Феофил затворник
44. Преп. Арефа затворник
45. Преп. Онисифор исповедник
46. Преп. Алипий иконописец
47. Преп. Симон, епископ Суздальский
48. Преп. Феофан Постник
49. Преп. Никон, игумен Печерский
50. Преподобномуч. Анастасий диакон
51-62. Свв. двенадцать мастеров зодчих церкви Печерской
63. Преп. Аврамий затворник
64. Преп. Ефрем, епископ Переяславский
65. Преп. Агапит врач
66. Преп. Лука, иконом Печерский
67. Преп. Илия из града Мурома
68. Св. муч. Иоанн младенец
69. Преп. Никон Сухой
70. Преп. Афанасий затворник
71. Преп. Исаакий затворник
72. Преп. Спиридон просфорник
73. Преп. Никодим просфорник