"Блаженны нищие духом..."

Обсуждение различных религиозных вопросов и тем, связанных с суицидом (Премодерация)
Ответить
Аватара пользователя
НЕвера
ст. сержант
ст. сержант
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 10 авг 2010, 08:46
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Присутствуют мысли о самоубийстве - хочу получить помощь

"Блаженны нищие духом..."

Сообщение НЕвера »

 
Дорогая Агния Львовна!
Прошу, объясните мне, пожалуйста, эту "Заповедь блаженства".
Думаю, что в моей больной голове она имеет самую извращённую форму!

А также вопрос: как простить? Не хватает сил - СЖИГАЕТ обида, вопросы: "За что? Почему?".
Я не могу так: "Проси прощения за того, кто тебя обидел.
Проси прощения, что сам обиделся.
Проси прощения, что сам обидел кого-то.
Проси прощения, что кто-то обиделся на тебя."
Не получается!
Как и кому молиться о прощении обидчиков, как молиться, чтобы убрать из своей души ОБИДУ? Как трудно с ней ЖИТЬ!

Диагностика предрасположенности к суициду
Аватара пользователя
Агния Львовна
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 18423
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: "Блаженны нищие духом..."

Сообщение Агния Львовна »

 
У-у, сколько важнейших вопросов сразу! И все же постараюсь ответить как смогу...

Простить... Где взять силы, великодушие и мудрость для прощения?
Прежде всего, думаю, силы прощать дает простое осознание того очевидного факта, что в прощении мы все нуждаемся - и в прощении наших ближних, и в прощении Божием. А Бог, скорее всего, простит нас не за добродетели (еще есть ли они у нас?), а за то, что мы прощаем друг друга. Почему так? Да потому что в главной нашей молитве "Отче наш", так называемой Господней молитве, т.е. данной нам самим Иисусом Христом в Нагорной проповеди, мы так и просим: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; На всякий случай даю перевод: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; .
Что подразумевается под долгами? Поскольку Господь не может прощать нам денежные, материальные долги, то ясно, что речь не о них, а именно о грехах. Господь в Евангелии, все в той же Нагорной проповеди, Сам и разъясняет это прошение:" Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:9-15). Таким образом, молясь Господней молитвой, а христианин должен читать ее каждый день, мы как бы заключаем с Богом завет, некое условие: Ты, Господи, прости нам наши грехи так же, как мы прощаем грехи тем, кто грешит против нас. Можно даже и уточнить: прости нам точно так же, как мы умеем прощать нашим ближним.
Страшное, между прочим, соглашение. Очень ответственное. Тем более ответственное, что имея на душе какой-то не прощенный ближнему грех, мы не можем быть уверены в том, что доживем до Прощеного воскресенья или до исповеди, да что там до исповеди - до завтрашнего дня можем не дожить! И останемся сами с не прощенными Богом грехами... Вот потому нас и предупреждает апостол Павел: "Да не зайдет солнце в гневе вашем:"(Εф. 4:27).
Замечали вы, что обида и гнев на обидчика обычно не дают нам уснуть ночью, навевают бессонницу, заставляют крутиться в постели и снова и снова обдумывать случившееся? Средство от этой "обиженной бессонницы" только одно: встать, помолиться за обидчика и простить его. Иди хотя бы помолиться о прощении: "Господи! Помоги мне, научи меня простить!" И, как правило, после такой молитвы сразу приходит спокойный сон.
У благочестивых афонских монахов есть правило: если кто-то держит обиду на ближнего и не хочет простить ему грех, то пусть читает "Отче наш" только до слов "И прости нам грехи наша..." - потому что иначе это будет лицемерием.
Мы слабые, мы обидчивы как дети, нам трудно научиться прощать, еще труднее - научиться забывать обиды. Иногда вроде бы и простил от всего сердца, а вдруг вспомнится нечаянно обида - и опять сердце заходится, слезы подступают: "Как он мог так поступить со мной?" Что же делать в этом случае? Да просто молиться: "Господи, научи меня прощать по заповедям Твоим!" И что не получается у нас самих - то непременно получится у Господа. И научит, и силы даст, еще и похвалит за старание! :)
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)

Николаевич
ст. лейтенант
ст. лейтенант
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 08 июл 2010, 15:43
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: "Блаженны нищие духом..."

Сообщение Николаевич »

 
НЕвера писал(а):Дорогая Агния Львовна!
Прошу, объясните мне, пожалуйста, эту "Заповедь блаженства".
Думаю, что в моей больной голове она имеет самую извращённую форму!
С позволения Агнии Львовны дополню ее ответ на тему заповедей блаженства, в частости, о "нищих духом". Кратко и доступно смысл сей заповеди изложен в "Законе Божием" протоиерея Серафима Слободского:

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.

Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.


Отсюда видно, что нищими духом называют смиренных. Думаю, что это во многом правильно, но приведу еще и такое мнение протодиакона Андрея Кураева, который несколько разграничивает понятия "смиренные" и "нищие духом":

Но в целом с выходом Евангелия за пределы иудейской среды библейский смысл выражения нищие духом ослабел. Акценты оказались переставлены, и вместо анавим толкователями стало подставляться "смиренные". Смирение же в позднейшей аскетической литературе — это прежде всего размышления о своем месте перед Богом, связанные с переживанием своего недостоинства: я ничего не имею, я ничего не заслужил, я ничего не могу, я недостоин своего призвания христианина. При всей духовной и психологической правдивости этого понимания, надо заметить, что духовная нищета в Библии ориентирована иначе и лишена благочестивого эгоцентризма. Быть смиренным в Библии означает не столько низко думать о себе, сколько достойно помышлять о Боге, уметь не смешивать Сущего с любыми идолами и избирать единственно возможные пути служения Ему. Это означает иметь всю нужду в Боге, ожидая от Него не суда за свои недостоинства, а спасения от своих немощей и от погибели. Это значит не превращать Всевышнего в слугу своих частных и земных интересов (национальных, государственных, семейных и т.п.), а быть готовым оставить даже самое по-человечески дорогое, если путь Господа ведет дальше. Главное в смирении и нищете ветхозаветного праведника — это вопль к Богу: "открой мне волю Твою и дай мне силы ее исполнить". Главная забота смиренного и послушного — это активное согласование своей воли с волей Божией. "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20). (https://aliom.orthodoxy.ru/arch/001/001-kuraev.htm)

Думаю, что приведенные мнения достаточны для того, чтобы составить полное определение "нищих духом".

P.S. О смыслах других заповедей блаженства смотрите здесь: https://serafim.com.ru/site/nstr_16_1.html

Аватара пользователя
Агния Львовна
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 18423
Зарегистрирован: 05 окт 2008, 21:06
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: "Блаженны нищие духом..."

Сообщение Агния Львовна »

 
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф.5:3).

Первая Заповедь блаженства, данная Господом. С нее, видимо, все и начинается.
Главная христианская добродетель - смирение. Нищета человеческая - символ крайне смиренного социального положения. Т.е. нищие это те, у кого нет ничего своего, кто вынужден просить у других людей все потребное для жизни. Но речь не просто о сравнении смирения просто нищих и каких-то таинственных "нищих духом". Кто же они такие?
Нищие духом - понятно, это не просто нищие, нуждающиеся, т.е. не имеющие денег, крова, хлеба... Нищие духом - это те, кто осознает себя нуждающимся в самом главном - в Благодати Святаго Духа. Как хлеб для тела, так Благодать нужны нам постоянно, мы без Нее хиреем, дичаем, превращаемся в животных. Любовь, вера, молитва, покаяние, мудрость - все это дары Святого Духа. Они даются нам Богом даром и за труды, даются постоянно. Но можем ли мы их присвоить, запереть в душе на замок, припрятать от других, накопить? - Нет, не можем. Как не можем телесно накопить в себе самих воздух для дыхания. Сбой в организме, остановка в приеме и усвоении воздуха - и нам либо кислородную подушку несут, либо подключают к дыхательному аппарату, либо мы умираем, причем очень быстро.
Вот работает на глубине водолаз, связанный трубкой для дыхания с земным воздухом. Он нуждается в нем постоянно. Прекратится подача воздуха - и он погиб. Потому что царство его обитания - там, на земле, где воздух. Так и человек на земле духовно связан с Небом, он постоянно нуждается в притоке Божией Благодати. Он - нищий по отношению к ней, причем всегда нищий. Как водолаз на глубине по отношению к земному воздуху. Обезумевший водолаз может сказать: "Я больше не нуждаюсь в воздухе! У меня тут есть все для жизни!" и перерезать дыхательную трубку. Проживет он недолго, несколько минут. "Я не нуждаюсь в Боге! У меня у самого все есть!" - говорит безумный дух и.... Происходит то же самое, только в духовной жизни.
Нищий духом - это тот кто постоянно, ежесекундно, во сне, наяву, в работе и отдыхая от работы, чувствует свою потребность в Боге, в Благодати Святого Духа. Без Бога он - ничто, даже меньше чем ничто. У него нет ничего своего духовно ценного - все только от Бога. Без благодати Святого Духа нет Любви, Добра, Разума, Милосердия, Покаяния - никаких ценностей духовных. А если и есть что-то похожее на них, то все это искажено, мучительно изуродовано: вместо любви - похоть и страсть, вместо мудрости - хитрость и рацио, вместо дружбы и помощи - зависть и соперничество и т.д.
Откуда "нищий духом" получает по своим молитвам постоянный приток Небесной Благодати? Из Небесного Царствия. Как водолаз получает свой воздух с поверхности земли, потому что там его дом, так и "нищий духом", испытывает постоянную потребность общения с Царствием Небесным - потому что там его настоящий духовный дом.
Еще один, важнейший, может быть, момент. Для того чтобы нищий получил подаяние, он должен осознать себя нищим, смириться, протянуть руку и сказать "Подайте Христа ради!" И чем он искреннее в своем смирении - тем охотнее ему подают. Так и для того, чтобы получить "Небесное подаяние", прежде всего нужно смирение нищего: "Да, Господи, ничего-то у меня без Тебя нет, пустая я без Тебя в духовном смысле - подай же мне... ради Тебя Самого! Научи меня Ты Сам молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, смиряться и любить всех, потому что я ничего этого без Тебя не умею!"
Я объяснила как сумела, попросту. Уж не взыщите! Но, сознавая всю примитивность своей попытки объяснить такую важную вещь, как Первая заповедь блаженства, я даю вам еще несколько ссылочек на более глубокие и серьезные источники. Пейте сколько сможете! :)
https://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=28
https://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/n ... -all.shtml
https://serafimov.narod.ru/temmat/zapovbl.html

Очень советую внимательно познакомиться с этим сайтом https://azbyka.ru, на нем можно найти почти все ответы на самые разные вопросы о вере, Писании и Церкви.
"Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста."(Исповедь выжившего самоубийцы)

Ответить

Вернуться в «О Вере»