Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Обсуждение различных религиозных вопросов и тем, связанных с суицидом (Премодерация)
Владислав К.
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 1877
Зарегистрирован: 21 июн 2008, 16:46
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Владислав К. »

 
Священник Александр Овчаренко. Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и любовь к людям

Когда посмотришь вокруг себя, с болью в сердце видишь: люди становятся все более нетерпимыми, бессострадательными. Причины, породившие это явление, многообразны: экономические неустройства, роскошь немногих и обнищание большинства, низкий уровень культуры и нравственности, конфликты на межнациональной почве, неуверенность в завтрашнем дне. Из-за пустяков возникают ссоры, на первого встречного обрушиваются обиды и раздражение.

Пастырский опыт показывает: человек, который, не раскрывшись в своих душевных качествах, начал строить здание духовных добродетелей, даже точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую потом крайне трудно разрушить.

Семидесятилетний разрыв преемственности Православной жизни привел к явлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми любящими, заботящимися, добрыми, искренними, многие верующие возомнили себя не просто церковными, не просто Православными, а во всем без исключения правыми.

Плоды нашего "воздержания" - это зачастую разваливающиеся семьи, более или менее благополучные до "воцерковления" одного из супругов… Плоды нашего "благочестия" - наши ближние, которые, перестав быть нейтральными по отношению к Вере, стали ее врагами.

А может быть, виноваты в этом мы, а не "они"?

- Да, но вроде бы на нас сбывается Писание…
- А если честнее посмотреть на вещи? Вот к примеру, ты стала верующей, а муж запил?
- А я за него читаю акафист "Неупиваемая чаша"…
- За него или против него? Любишь ли ты его во время этого чтения? В чем конкретно проявляется твоя любовь?
- А как мне его, пьяницу, любить? В церковь идти не хочет, венчаться не хочет….

Вот такой диалог…

Не раскрывшись в супружестве, в отцовстве, в материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, верными, любящими людьми, мы ищем духовного, а духовное не дается нам.

Используя наработанные в мирской жизни механизмы достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни - священного сана, другие - рабочего места в околоцерковных сферах, третьи - привилегированного положения в ближайшем кругу особо чтимых в народе духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради чего? Желание "стать"; восприятие церковной жизни как поприща для самоутверждения не дают увидеть главного: где же во всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к ближнему?

Старец отец Алексей Мечев так говорил об отношениях с ближними: "Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться".

Казалось бы, все поставлено на цементе правильных формул: изречениях святых отцов, советах и благословениях духовников. При этом гордость окружающих будет отслеживаться и обличаться, а своя - никогда. Аскетика без любви похожа на замок Снежной Королевы - холодный, неприступный, но снаружи красивый.

За внешней церковностью, за церковной терминологией: "простите", "благословите", "искушение" и т.д., за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, масонством, сектантством) люди иногда хотят спрятаться от движения вглубь, от встречи с самим собой, настоящим….

Нет нам никакой пользы, если, воцерковившись, мы так и не засветимся любовью.

"Никто бы не оставался язычником, если бы мы были христианами, как следует", - сказал Иоанн Златоуст.

Если в неверующей семье один человек уверовал, у него есть лишь один способ привести к Вере остальных: если он не будет их чуждаться и противопоставлять "чистого себя" остальным "грешникам". Если он скажет: "Не приду я на вашу пьянку, празднуйте ваш семейный юбилей без меня, у меня пост!" - он навсегда останется в семье одним верующим.

Если он будет при каждом удобном и неудобном случае "проповедовать" - он тоже останется один. Помните: насилие ради любви убивает любовь. Но если они заметят, что твоя Вера помогает разрешению семейных проблем, если они увидят, что из храма ты возвращаешься светлее, чем пошел туда, если они увидят, что твой мир стал богаче и глубже, чем мир читателей газет - "глотателей пустоты", - то к Вере постепенно придут все ваши ближние.Учите детей в первую очередь не тому, как правильно брать благословение у батюшки, а тому, чтобы уступить место старику, подать руку женщине, выходящей из автобуса, и делать все это ради Христа. Перед рассказом о Небесном Отечестве научите детей любить Родину земную. Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать "Отче наш", а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед. Я намеренно не касался духовной глубины, которая проявляется в человеке по мере его воцерковления. Это была попытка подтолкнуть читателя разобраться в душевном устроении самого себя. И если во время чтения этой статьи вас вдруг попросят о каком-либо одолжении, бросьте чтение, оно подождет. Выполните человеческую просьбу, тем более, что это Сам Господь Иисус Христос через ближнего просит помощи.

P.S. С суицидом эта статья наверное не очень связана,но статья мне очень понравилась-решил разместить.
"Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21)

Диагностика предрасположенности к суициду
Ликка
полковник
полковник
Сообщения: 1344
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 07:03
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Армения

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Ликка »

 
А мне понравилось!
Я бы к такому священнику захотела бы обратиться, поговорить.
Чтобы увидеть свет в конце туннеля, надо всё время копать. )))

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Кризисный психолог »

 
Статья эта прекрасно подходит на Духовник.ру
Замечательная
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Светлана74
Рядовой
Рядовой
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 04 июл 2008, 11:20
Цель пребывания на форуме*: Присутствуют мысли о самоубийстве - хочу получить помощь

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Светлана74 »

 
Прямо созвучно и моим мыслям тоже... и батюшка мне после исповеди, когда мы говорили о моих детях, тоже сказал: "Ничего не навязывайте! Только любовью, только терпением..." Жаль, что поздновато все это я услышала, когда ситуация с Ксюшей шла винтом и только ускорялась с каждым днем...:(((
А я сама первоначально стала "вытаскиваться" из своих проблем благодаря одной замечательной православной женщине, которая в нужным момент мне подсунула такие фразы:

Без любви всё — ничто!
Ум без любви делает человека хитрым.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Знание без любви делает человека неуступчивым.
Правда без любви делает человека критиканом.
Богатство без любви делает человека жадным.
Воспитание без любви делает человека двуличным.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Я смотрела на них, как зачарованная, минут 10, осознавала...
А потом поняла, что вот оно, то самое, чего нам так не хватает!!! И чего мы по невежеству своему не понимаем!!!
Все просто - Любовь... А Бог и есть любовь....
После этого я стала пересматривать свое отношение к людям вообще и к ближним - в частности... и к себе... И поняла, что все правильные слова и даже дела без любви - прах, тлен и не имеют никакого значение. Вот такое было открытие, которое и привело меня обратно в церковь, помогло посильно поститься до Пасхи, исповедоваться и начать меняться... Но уважаемые форумчане помнят (и сейчас видят), что иногда меня опять "закашивает" на старые рельсы, и это даже несмотря на то, что есть понимание о том, как надо... Ооочень трудный путь от тьмы к свету... но сейчас я по-старому жить уже не могу и не хочу.
М.б. и еще кому-нибудь "волшебные слова" о любви помогут... :)

Galina M
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 1209
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 10:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Galina M »

 
Светлана74 писал(а): Без любви всё — ничто!
Ум без любви делает человека хитрым.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Знание без любви делает человека неуступчивым.
Правда без любви делает человека критиканом.
Богатство без любви делает человека жадным.
Воспитание без любви делает человека двуличным.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
М.б. и еще кому-нибудь "волшебные слова" о любви помогут... :)
Потрясающе, Светлана!! Спасибо большое!
"Тебе нужна была рука, я дал тебе две"...

Аватара пользователя
Vasilina
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 20 июл 2008, 13:32
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Нижний Новгород

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Vasilina »

 
Про свой опыт могу сказать, что иногда лучше поступиться постом, пойти на уступки, согрешить в малом, чтобы другие не впали в ещё больший грех! Это подводный какмень на пути воцерквления многих людей. я через него прошла и считай отвратила своих близких от веры. Но теперь хотя бы я это осознала, старась как лиса обходить острые углы, нельзя быть слишком прямолинейной... Это пугает. Ну а так я меняюсь в лучшую сторону и мои близкие стали это замечать и нет уже столь критического отношения к православию. Так что фанатами становиться нельзя, иначе впадёшь в ещё более тяжкие грехи:(
Время покаяния - подвиг ожидания, тайна очищения, радость всепрощения...(Инок Всеволод)

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Кризисный психолог »

 
Думаю что эта лекция профессора Московской духовной академии А.И. Осипова будет в тему. Замечателоьный богослов, очень легко и убедительно расскрывает проблему, которую мы здесь обсуждаем.

Ведущий:- Сейчас перед вами выступит профессор Духовной Академии А.И.Осипов и попытается осветить проблему духовного развития личности.
Профессор Осипов:
- Вы правильно сказали – постарается осветить, а осветит ли – это уже вопрос, но вопрос, который скоро выяснится. Вопрос о спасении очень широкий, и придется ограничиться только какими-то узкими вопросами. Мне бы хотелось затронуть, в частности, вопрос о значении таинств в деле спасения. Вопрос, в котором, казалось бы и нет вопроса. И само собой очевидно, если они установлены Христом, установлены Церковью, насколько они необходимы и полезны всем. И каждый, кто хотя бы один раз приступал к ним с надлежащим устроением, знает, что они делают с душой человека, как они воздействуют на нее, и на ум, и на сердце. И в то же время здесь большой вопрос – а при каком условии эти таинства могут действовать на человека? Что необходимо человеку, чтобы эти таинства действовали? Какое развитие предполагается внутри человека, чтобы они стали действительно дарами Божьими? Создается впечатление, что современные христиане смотрят на таинства, как на магические действия, которые действуют сами по себе, а духовное наше развитие не обязательно. Христианство понуждает к участию человека: «Сыне, дай мне твое сердце». Апостол Павел писал: « Если кто ест или пьет недостойно, в суд себе ест и пьет. От того многие из вас болеют и умирают». Я говорю вам это из опыта. В конце концов, мы кто – язычники или христиане? Не в силу совершенного действия таинство будет полезно, а в силу твоего устроения.
Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя, а Дух Святой крестить не будет». Серафим Саровский предупреждает: «На земле ты можешь причаститься, а на Небе остаться не причащенным.» На это важнейшее дело мы не обращаем внимания. Множество людей, все ветхозаветное человечество не приняло ни одного таинства. А из них сколько в наших святцах находятся: и Авраамы, и Исааки, и пророки. Все вошли в Церковь. Что, значит , таинства не нужны? Это опять абсурд! Это из одной крайности в другую. Речь о том, что первичным для человека является его духовное устроение. При нем только таинство становится той силой, которая действует на человека, облагодатствует человека, приводит его к Богу. Что же такое духовное развитие личности? Христианство говорит об этом однозначно. И, кстати, говорит не то, что написано в наших учебниках по богословию. Я знаю, что вы прочтете: вера. Да, кажется, вера. На самом деле тут немало вопросов. Да бесы же не только веруют, а знают. А дальше что? Кем остаются? Весь протестантизм построен на том, что мы только верою спасаемся. И верующему грех не вменяется в грех. Если мы обращаемся к святоотеческому учению, то мы находим удивительную вещь: оказывается, не вера первична! Кто первым вошел в Рай? Разбойник! Велико ли было его духовное развитие?
Что же это за состояние такое, которое является незыблимым условием и даже достаточным, без которого не может быть ни истинной веры, ни дальнейшее развитие личности? Давайте проанализируем те слова, которые сказаны разбойником, которые были повторены той же блудницей, тем же мытарем. Что же он сказал? Первое: «Достойное по делам нашим приемлем». Он осознал, он увидел, что его дела, его поступки абсолютно не соответствуют той святыне, которая немножко открылась его душе. А эту святыню каждый носит в своей душе. Это говорит в голосе совести, в нашем уме, это говорит даже в нашем опыте, когда мы соприкасаемся со святыней: « Достойное по делам нашим приемлем». Это то величайшее, без которого ни о каком духовном развитии речи не может быть. И пусть не обольщают нас ни саны, ни звания, ни хождение в церковь, ни тысячные причащения, ни подходы на исповедь, когда мы отчитываемся в своих грехах вместо покаяния. Ничто не спасет человека, ни о каком духовном развитии не может быть и речи, пока он не увидит, что жизнь его совершенно не соответствует той истине, которую он видит во Христе. Что дальше сказал разбойник:»Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». У него и мысли не было, что он окажется там, где Господь окажется. Вот, где красота, вот, где источник, вот,где сила, вот, где жизнь! Вот, откуда истинная вера начинается!
Духовное развитие начинается с чувства осознания, что я вовсе не тот, кем должен быть. Это утверждает, во-первых, Евангелие, а во-вторых, все святые отцы. Без этого великого начала не может быть ни спасения, ни развития. Потому-то, когда пришел Иоанн Предтеча, с чего он начал проповедь: «Покайтесь!». И поэтому-то в одном из Евангелий мы находим, что Иисус начал свою проповедь, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».
Вот откуда начинается духовное развитие личности. Вообще-то, я вам скажу так, что о большем и говорить не о чем в нашем времени. Какой смысл говорить параличному человеку, который еле пальцем может двинуть, о спринтерских или легкоатлетических успехах? Он только кисло улыбнется, видя свое положение: «Что вы мне рассказываете о том, что я буду поднимать двести килограмм, мне себя бы хоть поднять!» Мы именно в этом положении и находимся, но, к сожалению, не видим этого паралича, который поразил нас. А что мы в параличе, я думаю, каждый, кто трезво посмотрит на себя, увидит: «Я ничего не могу сделать доброго. Только, кажется, сделал доброе, тут же думаю о себе , как я часто люблю повторять, что я «не фунт изюма». И в церковь я хожу. Правда, не молюсь, а присутствую. Ни одного доброго дела не могу без того, чтобы не примешивались или расчет, или тщеславие, или прочие всякие вещи.
Уж не говорю наоборот: нет того греха, который я бы не совершил, если бы Господь поставил меня в соответствующие условия. Только потому я многого не делаю, что нахожусь в условиях благоприятных. Когда сплю – не грешу!
Но чтобы увидеть это, нужно сказать о другой вещи, очень важной для духовного развития человека. Оказывается, сколько бы парадоксально это не звучало, что мы, будучи больны ( я говорю о духовной болезни), не видим этого. Я весь в гордыне, весь в самомнении, весь в тщеславии, весь в чревоугодии - чего только нет! И делами , и мыслями, и чувствами. Все кричит во мне, кто я есть. Не вижу! Вот другие – да, это я вижу. А я – хороший человек.
Я часто люблю повторять фразу Святителя Феофана затворника, которую я немножко переделал, чтобы она звучала получше: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: «Несьм, якоже многие человецы!» Вот тупик духовного развития. Пока я нахожусь в этом состоянии, ни о каком развитии не может быть и речи.
Мы должны знать, что вся аскетика, все подвижничество православные направлены прежде всего на то, чтобы человек хоть немножко увидел себя. Не других, а себя. Оказывается, это самое трудное – увидеть свою испорченность.
Весь вопрос в том, как приобретается это? Как достичь этого видения? Оказывается, способ только один: надо сопоставить себя с эталоном. Эталон – это нормальные свойства человека, которые называются заповедями Евангелия. Оказывается, кротость, воздержание, смирение, любовь, прощение – это нормальные свойства здорового человека. Поэтому, если я сопоставлю себя с ними, я увижу, кто я. Только на пути к понуждению исполнения заповедей Евангелия, я увижу, кто я есть на самом деле. Без понуждения я никогда не увижу себя.
Вернусь к тому, с чего я начал: можно всю жизнь принимать таинства и видеть себя хорошим. Более того, отцы утверждают страшную вещь: тот, кто не кается во всех нарушениях тут же, в мыслях, не дожидаясь, когда пойти к священнику, тот, даже при внешнем подвижническом образе жизни, при внешней церковности, взращивает в себе самомнение или то, что на аскетическом языке отцов называется прелестью. Посты, поклоны, вычитывания молитв без понуждения к исполнению заповедей, без покаяния приводят, как говорят отцы, к гордости. Страшнее трудно себе найти. Это самое ужасное, когда человек будет видеть себя все более святым, все более совершенным, при этом говоря: «Я грешник!». Но это я о себе так говорю. Попробуйте вы обо мне так сказать, тогда вы узнаете «почем фунт лиха»!
Это очень важно понять, так как за гордыней обязательно следует отступничество от Христа. Нет, не внешнее. Евангелие показывает нам это. Кто распял Христа: мытарь, разбойник, блудница? Нет! Первосвященник, книжники, фарисеи – элита церковнейшая. Выражаясь нашим языком, православнейшие люди. Почему это случилось с людьми, которые первыми должны были принять Христа? Святые отцы единогласно говорят о причине: гордость, мнение о своей праведности.
Вот, оказывается, что нас лишает Христа, духовного развития. Гордость! Из чего она проистекает, мы видим. Когда мы внешним делам, подвигам придаем первостепенное значение, а заповедям вторичное. Это я подойду к батюшке под епитрахиль. Внешняя церковность без внутренней – беда!
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Аватара пользователя
Vasilina
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 20 июл 2008, 13:32
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Нижний Новгород

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Vasilina »

 
Кризисный психолог писал(а):Думаю что эта лекция профессора Московской духовной академии А.И. Осипова будет в тему. Замечателоьный богослов, очень легко и убедительно расскрывает проблему, которую мы здесь обсуждаем.
Прямо всё про меня. Подводных камней у православных много... А нежелание жить возникает именно из-за гордости. "Я хочу", но в жизни всё получается не так как я хочу... И начинается конфликт с самим собой. После сегодняшнего причастия на меня нашло прямо озарение, что я делаю не так. И тут статьи прямо в тему.
Время покаяния - подвиг ожидания, тайна очищения, радость всепрощения...(Инок Всеволод)

Аватара пользователя
RockGirl
мл. сержант
мл. сержант
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 05 авг 2008, 14:14
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Гусь-Хрустальный

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение RockGirl »

 
Очень интересные статьи. Особенно понравилась первая же заглавная фраза: "Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и любовь." К сожалению, действительно, настоящих добрых и умеющих любить людей встречается все реже и реже, но все-таки еще такие существуют, не так-ли?
Даже если я ухожу... я всеравно возвращаюсь! Я снова с Вами, Друзья!

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и люб

Сообщение Кризисный психолог »

 
Замечательная статья о ценниках и торговле в храмах:
https://www.nsad.ru/index.php?issue=13&s ... ticle=1015
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Ответить

Вернуться в «О Вере»