Церковь и Храм.

Обсуждение различных религиозных вопросов и тем, связанных с суицидом (Премодерация)
дмитрий320
полковник
полковник
Сообщения: 1768
Зарегистрирован: 28 сен 2014, 15:02
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Церковь и Храм.

Сообщение дмитрий320 »

 
В данном разделе хочется завести эту тему. Здесь много тем обсуждения непосредственно веры, отношения к Богу, Таинств... Но на тему церкви, как таковой, так же храма как места и здания со своими правилами темы обсуждения нет. Хотелось бы её завести, для обсуждения правил в Православном храме в целом и в отдельных конкретных храмах и часовнях, внутреннего устройства храмов с точки зрения веры и т.д.
Самому всегда было интересно чем трактованы каноны построения храма как сооружения, почему вход обязательно с запада, и в каких случаях допускается изменение этого? Троицкий Собор в Петербурге к примеру имеет два входа с запада и юга, Казанский имеет по три входа - с запада,севера и юга. Есть ли деление при таком варианте на главный и второстепенные входы?
Откуда пошли каноны строения православных храмов - частое наличие в их архитектуре куполов, колоколен как средства созыва на службу и т.д.?
Интересно где описаны исходно или откуда пошли церковные обряды и таинства - что и как делать. Ведь в других христианских учениях - католичестве к примеру, обряды есть такие же как в Православной церкви, но иначе проводятся.
Сейчас укрепляется позиция церкви в политической жизни государства, Синод в дореволюционном виде пока не восстановлен, однако Митрополита часто видно в обществе государственных деятелей.
Хотелось бы послушать мнения относительно этого, разумеется в первую очередь со стороны веры.

Диагностика предрасположенности к суициду
Аватара пользователя
Alex71
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 13436
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 13:20
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: РФ

Re: Церковь и Храм.

Сообщение Alex71 »

 
Тема очень обширная для изучения, в данном формате будет трудно раскрыть историю, всё великолепие и Божественное предназначение церкви. Есть много учебников и книг, предлагаю отрывок из учебного пособия "Основы Православия" (Ю. В. Серебрякова).
Сначала богослужение совершалось свободно, на открытых местах, не было ни храмов, ни священников, ни строго определенных священнодействий и молитв. Первым храмом Единому Истинному Богу была скиния, походный храм, устроенный пророком Моисеем по повелению Божию во время исхода избранного народа из Египта. Тогда же были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), установлен строгий порядок совершения священнодействий, определены жертвы на разные случаи, введены праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.). Впоследствии царь Соломон построил Иерусалимский храм, единственное место на земле, где разрешалось совершать богослужение Единому Богу.
Когда Иерусалимский храм был разрушен (70 г.н.э.), а христиане подвергались гонениям, богослужение совершалось на тайных собраниях, главным образом, в катакомбах. Христианские храмы как особые здания для совершения богослужения стали строить с IV века, после прекращения гонений на Церковь.
Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения.
Впоследствии, когда столицей Римской империи стал Константинополь, появился другой тип храма — крестово-купольный. Основание храма в виде креста напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой Церкви, созданной для усвоения каждым человеком плодов искупительной Крестной Жертвы. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству.
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав — Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.
Каждый храм освящается во имя Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Матери Божией, святых или какого-либо события священной истории, например, Троицкий собор, храм Христа Спасителя, Успенский и Благовещенский соборы, церковь Преображения Господня, храм свт. Николая, храм св. апостолов Петра и Павла и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память священного события или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами.
Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Ветхозаветный храм (скиния) разделялся на три части: двор, святилище и святое святых; так и православный христианский храм разделяется на три части:
• притвор;
• собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся;
• алтарь.
Алтарь, как и святое святых в ветхозаветном храме, означает Царство Небесное. Во святое святых никому ни разрешалось входить в знак того, что после грехопадения Царство Небесное закрыто для человека. Только первосвященник один раз в год входил туда с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это его действие напоминало о том времени, когда Спаситель через пролитие Своей крови откроет для всех Царство Небесное. Когда Господь Иисус Христос умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме, закрывавшая вход в святое святых, разорвалась надвое — это означало, что Христос открыл врата Царства Небесного для всех верующих в Него.
Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов.
Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, то есть восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие.
Святилищу ветхозаветного храма соответствует средняя часть православного храма. В святилище ветхозаветного храма никому, кроме священников, входить не разрешалось. В православном храме стоят все верующие христиане в знак того, что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
На стенах храма и на аналоях (высоких узких столиках с наклонной поверхностью) размещаются иконы. Перед иконами возжигают лампады и свечи, которые ставятся на подсвечники.
Свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия). Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
В средней части храма, у клиросов, стоят хоругви — иконы, прикрепленные к длинным древкам. Хоругви носят во время крестных ходов как церковные знамена.
На западной стороне храма устраиваются врата, вводящие в притвор. Врата эти называются «красными», потому что обычно украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, например, во время крестных ходов. Притвор соответствует двору ветхозаветного храма, где стоял молящийся народ. В древности в притворе стояли оглашенные (готовящиеся к принятию Крещения) или христиане, кающиеся в совершении тяжелых грехов.

Здесь нет ответов на все вопросы, и в принципе не может быть, это дело всей жизни любого человека, испытывающего интерес к православной вере, желающего встать на путь спасения.

дмитрий320
полковник
полковник
Сообщения: 1768
Зарегистрирован: 28 сен 2014, 15:02
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение дмитрий320 »

 
Вот очень рад этому ответу, благодарю за то что он столь полный, и затронул главное.
Alex71 писал(а):Только первосвященник один раз в год входил туда с кровью очистительной жертвы.
Христианство на заре своей в числе своих обрядов допускало имело жертвоприношение с кровью? Или это переносное значение?
Alex71 писал(а):Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле.
- насколько мне известно в святых писаниях(христианских) про столь важную роль солнца ничего не сказано, по крайней мере столь важную роль, которая бы трактовала бы постройку храмов, да еще и расположение священного места в нем. Абсолютно святого,особенно на первом этапе развития христианства - ветхозаветного периода, как верно замечено:
Alex71 писал(а):Алтарь, как и святое святых в ветхозаветном храме, означает Царство Небесное. Во святое святых никому ни разрешалось входить в знак того, что после грехопадения Царство Небесное закрыто для человека. Только первосвященник один раз в год входил туда с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа,
Зато язычестве в любых его видах Солнце воспринимается как проявление главного из богов, или вовсе само по себе считается богом. в новозаветный период христианства, как верно заметил Алекс, многое изменилось, а вот обязательная ориентировка храма алтарем на восток сохранилась. Почему, исходя из чего такое внимание солнцу,его восходу? Или все же где-то указана столь важная его роль в Христианстве?
Alex71 писал(а):Здесь нет ответов на все вопросы, и в принципе не может быть, это дело всей жизни любого человека, испытывающего интерес к православной вере, желающего встать на путь спасения.
правильно,для этого я и соз-дал эту тему,вместе искать ответы проще и интересней,особенно не не вапрос "Что?", а на вопрос "Почему?"

Аватара пользователя
Alex71
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 13436
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 13:20
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: РФ

Re: Церковь и Храм.

Сообщение Alex71 »

 
Добрый день!
Радует ваша заинтересованность православными храмами, но всё же я бы рекомендовал вам обратиться к более достоверным источникам, книгам и учебникам по основам Православной веры. Я всего лишь закончил курсы и не имею законченного богословского образования, могу ошибиться и случайно исказить ваше понимание (пример, с Солнцем, который вы восприняли по-своему). Постараюсь исправиться. Вот вы пишите: «…в святых писаниях (христианских) про столь важную роль солнца ничего не сказано.» Не знаю, какие писания вы читали, но Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).
Есть еще Священное Предание (т.е. то, что передавалось из уст в уста, Предание возникло раньше Писания, до того как люди научились письменности) исходя из этого Предания св. отцы Церкви, говорили, что Господь «придёт во славе Своей» во Втором Пришествии, именно с Востока, поэтому даже при домашней молите люди обращаются лицом на Восток (т.к. не принято встречать даже простого человека, обернувшись к нему спиной).
Алтарь обращен не к планете под названием Солнце, а ко Христу, Который есть наше Солнце, Свет просвещающий, в этом Свете мы начинаем видеть свои недостатки, грехи и этот Свет приводит нас в храм, к покаянию…
Еще один ваш вопрос: «…Христианство на заре своей в числе своих обрядов допускало имело жертвоприношение с кровью? Или это переносное значение»?
В христианстве никогда не было жертвоприношений, вы ошибаетесь, до этого речь шла о ветхозаветном первосвященнике, которые один раз в год входил в Святая Святых с кровью очистительной жертвы. В христианстве нет такого понятия как первосвященник, есть патриарх, поэтому не сложно определить где Ветхий Завет, а где речь идёт о Новом. Действительно, в ветхозаветном храме основой богослужения было принесение в жертву определённых Богом животных (иногда голубей). Эти жертвоприношения были прообразом принесения жертвы - Агнца Христа. С момента Крестной смерти Иисуса Христа, который взял на себя все грехи мира, принёс Себя в жертву однажды и навсегда, христиане приносят бескровную жертву в Таинстве Евхаристии, которое является главным церковным событием и центром всей христианской жизни.
О Таинстве Евхаристии здесь можно подробнее почитать: https://verapravoslavnaya.ru/?Evharistiya

дмитрий320
полковник
полковник
Сообщения: 1768
Зарегистрирован: 28 сен 2014, 15:02
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение дмитрий320 »

 
Всегда был интересен такой момент: на большинстве икон Божьей Матери с мледенцем Иисусом ну руках, у младенца поднята рука, на ней указательный и средний палец паралельные,а не скрещенные, как крестятся староверы, безымянный палец согнут, как и большой, а вот мизинец иногда прямой, иногда согнут. Так вот именно такой же знак - положение руки, пальцев присутствует на многих других иконах с изображением святых.

Вот интересно что это за жест, если и в Русской Православной Церкви крестятся тремя перстами, в старообрядческой двумя, однаком не паралельными, а скрещенными. И такое сложение пальцев,ладони было у язычников на руси, называлось "перунца" - там было действие визуально схожее с наложением крестного знамения в православии.

Интересно, кто что думает, по поводу изображения такого джеста на иконах - что он значит?

Аватара пользователя
Ewe
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 18990
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение Ewe »

 
дмитрий320 писал(а):Интересно, кто что думает, по поводу изображения такого джеста на иконах - что он значит?
Дмитрий, тут нет необходимости гадать, поскольку имеется совершенно однозначный ответ о значении этого изображения руки: это так называемое имясловное перстосложение, которое мы можем видеть на иконах Спасителя и святителей.
Сложением перстов образуется имя Иисуса Христа: IC XC. Так благословляют епископы и священники. Возникло именословное благословение еще в древности. В России его утвердил большой Московский собор 1667 г.
Боже наш, помилуй нас

дмитрий320
полковник
полковник
Сообщения: 1768
Зарегистрирован: 28 сен 2014, 15:02
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение дмитрий320 »

 
Ewe писал(а): Дмитрий, тут нет необходимости гадать, поскольку имеется совершенно однозначный ответ о значении этого изображения руки: это так называемое имясловное перстосложение, которое мы можем видеть на иконах Спасителя и святителей.
Сложением перстов образуется имя Иисуса Христа: IC XC. Так благословляют епископы и священники. Возникло именословное благословение еще в древности. В России его утвердил большой Московский собор 1667 г.
А каким образом в этом жесте можно увидеть аж 4 буквы IC XC - какой палец чему соответствует - какой букве?

Откуда возник этот символ, просто придумали и утвердили?

Аватара пользователя
Ewe
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 18990
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение Ewe »

 
Изображение
дмитрий320 писал(а):Откуда возник этот символ, просто придумали и утвердили?
Именословное перстосложение - сложение пальцев при епископском и священническом благословении в совр. практике православной Церкви. При И. п. указательный и средний пальцы образуют буквы «I», «С» (средний палец для этого немного сгибают), а остальные - буквы «Х», «С» («Х» - из скрещенных безымянного и большого, «С» - из немного согнутого мизинца), т. е. буквы имени Иисуса Христа.
https://www.pravenc.ru/text/389491.html
https://svyato-troitskiy.ru/pastor/articles/58/
Боже наш, помилуй нас

Аватара пользователя
Alex71
Генерал-модератор
Генерал-модератор
Сообщения: 13436
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 13:20
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: РФ

Re: Церковь и Храм.

Сообщение Alex71 »

 
Добрый день Дмитрий!
А каким образом в этом жесте можно увидеть аж 4 буквы IC XC
На изображении это видно. Хороший материал вам подобрала Ewe. О символизме и истории можете в том числе вот здесь посмотреть:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/303408
Хочу обратить внимание, что такое сложение пальцев во время благословения, это привилегия священников, мирянам так не должно делать.

дмитрий320
полковник
полковник
Сообщения: 1768
Зарегистрирован: 28 сен 2014, 15:02
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Церковь и Храм.

Сообщение дмитрий320 »

 
Ewe писал(а):С» - из немного согнутого мизинца
Вы видимо не заметили, но я писал не только про чуть согнутый мизинец, а про то, что на некоторых иконах он согнут полностью - про иконы на которых изображено двуперстное перстосложение - иконы старообрядческой церкви.
Получается во первых плавный переход в этих обрядах-жестах.

Сначала до появления православия на руси при язычестве существует "Перунница" - человек складывал указательный и средний палец прямыми, и смыкал концами безымянный, большой пальцы и мизинец. Затем этой рукой, указательным и средним пальцами касался лба, затем правого и левого закрытых глаз, и губ, тоже по сути очерчивая крест. Считалось что не крест,а руну в виде молнии. Это малая перунница, была и большая где так же сложенной рукой касались лба, плечь, затем пупка.

Затем появляется правславная церковь, где есть крестное знамение и двуперстие. Двуперстием и благословляли и крестились, а вот крестное знамение внешне почти не отличалось от большой перунницы, лишь указательный и средний пальцы были чуть скрещены, а не оставались паралельными.

И лишь затем вводят троеперстие и имесловное перстосложение, для крестного знамения одно, для благословления другое. И начинают иначе писать иконы, если до этого на иконах изображалось двоеперстие, то после - имесловное перстосложение. Т.е. на каких-то иконах изображены светители и сам Иисус с жестом которого никогда не делал. А старообрядческая церковь и до раскола пользовалась жестом аналогичным имесловным перстосложением, но лишь как призывом ко вниманию, со смыслом с которым этот жест сущестововал еще до Хрестианства на Руси.

Ответить

Вернуться в «О Вере»