О радости

Обсуждение различных религиозных вопросов и тем, связанных с суицидом (Премодерация)
Ответить
Аватара пользователя
mashmeshok
майор
майор
Сообщения: 543
Зарегистрирован: 11 ноя 2013, 13:39
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

О радости

Сообщение mashmeshok »

 
О Радости. архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Каждый человек стремится к тому, чтобы на душе была радость, и каждый ищет разные возможности этого добиться. В светской жизни основные способы почувствовать радость - шопинг, пиво, футбол, когда люди воспринимают жизнь как наслаждение. А отец Христофор, духовник Тульской епархии, сказал: «Жизнь – не наслаждение, а – служение. У нас не место отдыха, а место подвига». В этом как раз основа того, как человек может найти чувство внутреннего удовлетворения, гармонии, уравновешенности, спокойствия, фундаментальности, твердости, мужественности. Радость появляется тогда, когда появляется ощущение, что твоя лодка привязана к катеру, ты знаешь, что не один, а катер тебя потихоньку по морю тащит, то есть когда у христианина есть чувство привязанности к Богу. Это чувство не обязательно сопровождается веселостью или чисто внешней радостью, но оно скрыто внутри даже в том случае, когда внешние обстоятельства складываются неблагополучно - в светском смысле слова.

У нас служит священник, имеющий шестерых детей, и один из них с синдромом Дауна. Разве эта семья обречена на постоянное уныние и пессимизм? Разве она навсегда лишена радости, если в Священном Писании первое слово, которое Господь говорит по воскресении, видя жен-мироносиц: «Радуйтесь!» У нас в Покровском храме в Ясенево есть мозаичное панно с иконой чуда воскресения Христова: жены-мироносицы припадают к ногам воскресшего Христа Спасителя. Мы и на мозаике написали: «Радуйтесь». А еще: «Не бойтесь». Радость - это фундаментальное чувство того, что мы привязаны к Богу. Что бы ни произошло, Бог всегда с нами.

Святитель Филарет Московский, мощи которого находятся в Храме Христа Спасителя и который был инициатором создания этого храма в память о воинах, погибших в 1812 году, однажды сказал: «Вы знаете, что надо, чтобы с нами был Бог? Надо, чтобы мы были с Богом! Бог-то всегда с нами и готов помогать». Чувство, что Бог присутствует везде, чувство любви Божией, сыновства, дает возможность радоваться даже в сложнейших обстоятельствах – в больнице, тюрьме, в испытаниях.

Разве мученики не радовались?
Пример из личной жизни. Служить в армии верующему человеку в советское время было очень тяжело. Сто тысяч человек в роте, и все матом не просто ругаются, а разговаривают на нем, и вот появляется возможность увольнения и причастия - один раз в полгода. Неимоверная радость! Потом ты опять оказываешься в этом аду, но знаешь, что все временно, ты все равно с Богом, что и в армии можно и нужно жить по-человечески. Поэтому не было чувства уныния или пессимизма. Наоборот, - осознание, что, несмотря на сложность обстоятельств, Бог – со мной! Мне трудно, но моя рука в руке Божией и Он меня ведет. Такие ощущения и дают чувство радости даже в сложнейших, стесненных, чисто внешне скорбных обстоятельствах.

Взять опять же тюрьму. Не дай Бог, конечно, там оказаться, но не зря есть русская пословица: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Я бываю в тюрьме, посещаю храмы, построенные насельниками Оптиной пустыни недалеко от города Сухинич. Случилась однажды такая история: один заключенный в 90-е годы был переведен в тюрьму с другой зоны и вдруг впервые столкнулся с тем, что в тюрьме есть храм, община, библиотека с книгами. Это сейчас молитвенные комнаты, храмы и часовни во многих зонах, что является уникальным явлением в современной жизни России, и также несет радость. В духовной жизни никогда такого раньше не было. Так вот, человек начал постепенно интересоваться христианством и через несколько лет стал прихожанином. Только в тюрьме он поверил в Бога и стал настоящим христианином. Кроме того, сказал, что отдал бы еще пять лет жизни на зоне, чтобы прийти к вере и обрести эту радость: радость познания, понимания того, что душа бессмертна, что будет Суд и воздаяние, что Господь любит кающегося грешника, Он милостивый Отец, а не карающий судья, а мы не умираем. Его от радости разрывало. Когда он выходил из тюрьмы, то написал стихотворение:

Со Христом и в тюрьме – на свободе,
Без Христа несвобода – тюрьма.


Человек на зоне перечитал множество книг и обрел радость. Следовательно, не внешние обстоятельства жизни дают это внутреннее состояние.

Я вспоминаю слова отца Иоанна Крестьянкина - после того, как он пробыл в лагере в течение пяти лет: «Я был на волосок от смерти, но никогда – ни после, ни до этого – у меня не было такой сильной молитвы, веры и чувства близости Бога». Неужели надо попасть в жуткие условия, чтобы обрести подобные ощущения? Произведения, о которых вы говорите, появляются от того, что люди достигли момента, когда все силы сконцентрированы и человек ищет опору, за которую можно ухватиться, - основу, фундамент, к которым можно привязать свою погибающую лодку с пробитым дном. А привязать нужно, конечно же, к Богу!

Старца Амвросия спросили, откуда появляется чувство радости. Он ответил словами пророка Давида: «Помянух Бога – и возвеселихся». А также говорил, что частое памятование о Боге дарит человеку духовную радость. Когда человек знает, что у него есть Покровитель на все случаи жизни, то в любых стесненных обстоятельствах, стоит лишь о Нем вспомнить, начинает чувствовать себя спокойно.

Но беда в том, что мы часто забываем, Кто стоит над нами, Кто с нами, что наша жизнь – не безбедное плавание. Кто-то так и сказал, что Христос нам не обещал безбедного плавания, но - тихую пристань. Мы должны жить этим обещанием. А также понимать, что не всегда в жизни одни плюсы. Известно, что в симфонии не только мажорные тона, но и минорные, и даже диссонансы. Так не пытайся править партитуру композитора, доиграй свою партию до конца - и услышишь рукоплескания. К тому же у нас уже есть огромный мажор: мы – дети Божии. Поэтому Спаситель и сказал апостолам: «Я с вами во все дни, до скончания века. Не бойтесь. Радуйтесь!» Чему радоваться? Тому, что верных ждет небо. Мы этим живем. Мы – кающиеся грешники. Мы надеемся не на наши труды, подвиги или заслуги, а на одну милость Божию. Царство Небесное не покупается и не зарабатывается, мы только своей жизнью выражаем желание быть с Богом, а будем мы в Царствии Небесном или нет, зависит от милости Божией. Но «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».

Нужно помнить: какими бы ни были обстоятельства жизни, какие бы страшные диагнозы ни ставили, мы в этой жизни не навечно. Когда-то наше тело забеременело душой, и когда-то душе надо рождаться для вечности. Приходит время, и Господь человека призывает. Мы же в это верим, тогда в чем боязнь каких-то диагнозов? В том, что Господь тебя зовет? Посмотрите: чем женщина больше приближается к рождению ребенка, тем ей все сложнее и больнее. Она переживает сложнейший момент рождения, выносит боль, страдания, иногда кесарево сечение, но при этом ребенок рождается. Нечто подобное происходит и с душой – испытание перед смертью. Есть такие слова: «Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, его же сотворихом на земли», то есть у души тоже свой возраст, свое возрастание и этапы развития и в конце концов рождение для вечности. Она предназначена не для этого мира. Ей здесь тесно и скучно, она рвется наружу.

А для человека со страшным диагнозом, который верит по-настоящему, наконец-то появляется время задуматься о душе и оставшееся время посвятить только ей. Я знал подобных людей, они оставляли работу, не выходили из храма и почти жили в нем - и умирали с радостью, с улыбкой на лице. Я причащал таких людей в их последние моменты, соборовал их и видел: есть этот стержень, эта уверенность в том, что все мы – дети Божии; и горькое, и сладкое, и черное, и белое – всё от Бога. Так и говорил праведный Иов: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и отыду. Бог дал, Бог и взял. Как изволилось Господу, так и стало. Да будет Имя Господне благословенно отныне и до века!» Еще в псалмах мы слышим такие слова: «Радуйтеся, праведные, о Господи!» А кто будет радоваться? Тот, кто ищет не наслаждения, а праведности и правильности. Когда ты обманул, выкрутился, и тебя мучают нечистые помыслы, откуда будет радость? Люди радуются тогда, когда они находятся на пути служения и помнят последние слова Христа Спасителя. Это чрезвычайно важно!

Мы приближаемся к радостному празднику Пасхи, но забываем последние заветные слова Господа, а они – алгоритм жизни, вектор направления, который оставил Христос, чтобы мы были на прочном фундаменте и на пути к этой радости. Христос говорил: «Кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним». Казалось бы, радость – это когда мне служат. А он продолжает: «Кто хочет из вас быть большим, пусть будет для всех рабом. И если Я, Господь и Учитель, омыл ваши ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу». Люди же стремятся, чтобы только их обслуживали и ублажали, чтобы им всегда было хорошо. Когда человек так настроен, он никогда не будет иметь радости, потому что всегда будет чем-то недоволен: недодали, недолюбили, недослушали, недополучил внимания. А когда ты ищешь, кому послужить и кому быть полезным, тогда у тебя проблем с этим не будет. Появляется непонятное для светского мира и плотского сознания внутреннее состояние обвеселения.

Иоанн Лествичник говорит, что радость, которую испытывает монах, проистекает из его ночных подвигов и предстояний перед Богом, то есть еще один источник духовной радости – молитва и беседа с Богом. Именно молитва, будучи по сути беседой с Богом, дает ощущение близости Бога, убежденности, что человек был Богом услышан. Вот эта тонюсенькая ниточка – ощущение, что ты услышан, – дает понимание: Бог все видит и слышит, и помогает принимать жизнь такой, какая она есть, независимо от скорбных обстоятельств. Человек ощущает, что над ним стоит любящий Отец - это и есть христианский стержень и фундамент, основание для тихой духовной радости. Радость не обязательно должна быть бурной: цветы, конфеты, праздники, подарки. Их, конечно, тоже нельзя исключать из нашей жизни, но нужно иметь стержень и быть довольным жизнью независимо от того, есть подарки или нет. Тогда и возникает нормальное чувство радости.

Апостол Павел дает нам еще один алгоритм: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Так вот, чтобы радоваться, надо за все благодарить и непрестанно молиться. На таком фундаменте и должна строиться христианская повседневная жизнь, тогда она будет исполнена тихой духовной радости, уверенности в Боге, вечной жизни - и ничто нас не выбьет из духовной колеи. Желаю всем слушателям этой духовной радости, чтобы мы на самом деле были людьми, радующимися о нашем Боге.

Источник: сайт Тайна веры https://овере.рф/

Коротко хотелось бы поделиться своим мнением о статье. В ней есть несколько удивительных мыслей-напоминаний нам, например: "Когда-то наше тело забеременело душой, и когда-то душе надо рождаться для вечности. Приходит время, и Господь человека призывает. ... есть у души тоже свой возраст, свое возрастание и этапы развития и в конце концов рождение для вечности. Она предназначена не для этого мира. Ей здесь тесно и скучно, она рвется наружу. Думаю, эту тесноту и скуку ощущал здесь каждый, многие форумчане пишут об этом. А вот каковы её причины :) Предназначение нашей души - быть с Богом,а как же часто мы не даём ей с Ним побыть, препятствуем её стремлению, и сами же потом не понимаем, отчего так больно?
Первые слова Господа после Воскресения: "Радуйтесь!". И каждый крещёный человек является чадом Божиим, не просто одним из творений, а чадом...я могу продолжать, но слов едва соберу ли. Читайте статью, друзья ;)

Ответить

Вернуться в «О Вере»