Если буквально отвечать на вопрос в заголовке,то,по моему мнению,конечно опасна.Тут ответ-да.Пообщайтесь со старшим поколением.Мне родители говорили,что многие на волне именно "романтизации" комсомольских строек,освоения севера и т.п.,на фильмах типа "Девчата",где показывалась именно "романтика" такого молодежного житья, трогались из Мск и из других крупных городов.Ехали в т.ч. и за "романтикой",ну и за..."длинным" рублем,конечно(но это другая история). В жизни,естественно,все оказалось прозаичнее,но фильмов об этом тогда специально не снимали...
Однако,названный вопрос не очень удачно отражает специфику темы.Тема все же,на мой взгляд,о том,что формирует или создает культура в лице СМИ и т.п. те или иные социальные явления,феномены или само общество рождает культуру,которая просто "обслуживает" вкусы общества?
Здесь взаимообусловленный процесс.Если бы в обществе не было тех интересов,сил и стремлений,которые, например, показались в фильме,то люди подумали бы просто ,что "дичь какая" и забыли бы на следующий день.Однако,по- настоящему успешными становятся фильмы и "продукция",которая по тем или иным причинам находит отклик в сердцах существенной массы людей в конкретный исторический период.Следовательно,что-то должно быть "в сердце",что резонирует с тем,что показывают.
В самом обществе происходят некие процессы,некие "брожения" и бурления,которые может не имеют пока внятного символичного выражения.Так же и В.Цой,например,который
выражал интересы определенной части общества.И стал больше чем просто "певец" в каком-то жанре.Почему?Общество ждало возможности выразить" витавшие в воздухе" идеи.Если бы кто-то мог удачнее это выразить чем В.Цой,был бы кто-то другой.Не преувеличивайте значение "личности в истории". И Петр 1 и все подобные ему появились лишь потому,что им позволено было появиться(самим обществом). Цой,про песню"Перемен..." вообще говорил,что он не вкладывал туда никакой политический и иной смысл,просто "прикольная песенка"(как-то так он говорил). А уж вот так удачно "вложилось" именно потому,что общество готово было и хотело этого.
В обществе уже есть кооперативы,рэкет,опг и т.п.и тут выходит фильм,который показывает эту часть общества.И тут понеслось.У людей появляется четкий образ, с которым они могут себя идентифицировать.Появляется "шаблон",на что нужно "равняться". Кто-то его уже "выдвинул" в реальной жизни(все это было и до фильмов ,конечно),режиссеры подхватили,остальная масса,кто уже стоял "на скользкой дорожке" расширили и укрепили.Тут не надо иллюзий.Если вы всю жизнь прожили в консерватории и библиотеках,выигрывали все олимпиады по математике,то вряд ли, вы,посмотрев, какую-нибудь "Бригаду",возьмете гладкоствольное оружие и пойдете "отжимать денюшки". Однако(и это важно),если вы уже где-то занимались мелкими хищениями,пару раз в темных дворах "было дело" и т.п.,то вот такой "образец" ,показанный в фильме,может вас "смотивировать" и дальше идти "к успеху" тем же путем.Для большинства это заканчивалось плачевно,конечно.Вход туда рубль,выход-два,но об этом мало фильмов было.
И уж,конечно,меня поражает то,с какой настойчивостью и даже (простите) "легкостью",некоторые взрослые уж люди,говорят о "свободе" выбора,о том,что человек сам "выбирает" идти ему по этому пути или нет.Об осознанности(
) ,что принимать ему эту информацию или нет и т.п. Никакие фильмы,мол,на это повлиять не могут.С возрастом я все шире смотрю на вещи,и предпочитаю смотреть в суть вещей.Правда в том,что многие люди не столь осознанны, как вы об этом думаете, или как вам это хочется или рисуется,т.к. вы "меряете по себе".Т.е. человек собственные проекции,накладывает на свое видение и на окружающую действительность.Это ошибка. Если вы всерьез полагаете,что на вас не действует реклама,что вы "не зомбируетесь",то вынужден вас огорчить.Как человек,знающий всю эту "кухню" и учавствовавший ранее в ней,могу сказать-действует.
Да,действительно,взрослый,разумный человек,с уже сформированным мировоззрением и без психических и иных социально-материальных проблем,действительно,обладает относительно большей свободой выбора.Но ,если вы 12-18 летний подросток,который только встал на путь социализации,который ищет возможности признания и самоутверждения,то глупо отрицать,что он еще не обладает внутренними ресурсами на которые он бы мог опереться для самоидентификации и он ищет "опору" во вне.То,что круто,то,что социально одобряемо.Вот основной критерий.А что круто?Включите телик-"Бригада","Крутой" и т.п.Оказывает ли это влияние?Безусловно!Я и себя помню:оказывало...И еще и какое.Посетите какое-нибудь кладбище в Мск...и вы увидите молодых людей,которые лежат стройными рядками под шикарными памятниками.Таких не мало.В советское время такого не было.Но и фильмы другие были.Конечно,возрастание преступности произошло не только и не столько из-за фильмов(общественно-политический строй сменился,экономика и все-такое)...но и из-за них в том числе.
Вы можете выбирать из того,что вас окружает.У вас просто нет иных" кирпичей". Если вы живете на Афоне,вас окружает 10 храмов,море,солнце,природа,то у вас "кирпичи" определенного рода.Если вы живете в каком-нибудь депрессивном провинциальном городке,где плохо с деньгами,где у каждого в багажнике либо бита(оказывается в России очень популярен бейсбол?),либо ПР,либо ПМ,нет дорог,нет вузов,нет заводов и целый день показывают "Бригаду" и т.п.,то это явно
не облегчит ваш выбор в пользу света и добра.А вам 17 лет...Конечно,это не закрывает это для вас полностью.Но это надо быть изначально очень сильным,"стержневым" человеком,чтобы не "впутаться" во все это.Таких реально не много."Основная масса"-все же внушаема.
Если вы все это "перерастете",то потом уж можно рассуждать о "свободе выбора" и прочих вкусностях.Но многие "не переросли",потому как физически жизнь была просто оборвана.Вина тут,конечно,не только фильмов ,но все же...Одно время помню новости, где-то в нулевых,что вот такая-то шайка ребят 15-ти лет дела то-то и то-то ,называя себя бригадой и именами из этого сериала.Ребята уже были "не очень хорошими",но в нулевых это был вал просто.Сейчас после некоторых сериалов, в Мск опять стали очень популярны(более чем ранее) черные Гелики и т.п.Это все вполне реальные вещи,которые четко коррелируют с тем что показывают по телику.Тут где-то уже упоминались "окна Овертона". Это работает.Это уже испытано.И это технология.Как работает дорожный каток в солнце ли,в дождь ли,так и работает технология.Она просто работает хотите вы того или нет.
Если вы осознанны(хоть в малой степени) и обладаете силой выбирать,не значит,что так могут все.Если вы лишены жесткого выбора,не значит,что все.Если вы можете посмотреть сцену насилия и сделать выводы что это "ай-яй-яй"(или просто улыбнуться),не значит,что все.Если убрать насилие с экранов и показывать только ромашки,решит проблему насилия?Нет,конечно...Но
снизит существенно. Не будет моделей.
Общество формирует культуру,которая,в свою очередь,становиться уже в некоторой степени самодостаточной и формирует само общество и его вкусы.Одно без другого не бывает.Ответственность художника существует.
Насилие да,внутри.Вся победа-это победа над злом в себе.Далее, хоть что тебе показывай-тебя это не цепляет.Ты знаешь истину.Если же ты слаб и мечешся,то может это склонить,может.Я выбросил все телики.Это мой способ выбирать.Пока так.