Саша23 писал(а):тоже некоторое время ходила и обьясняла всем азбучные психологические истины. Видимо это тоже самое.
Именно!
Саша23 писал(а):Но на религию я как-то острее реагирую. В Бога сложнее верить чем в обычную психологию.
Абсолютно верно! Душа - это более тонкая материя, чем психика. Бог - это более интимно, чем эмоции. Поэтому религиозные вещи действительно более чувствительны, чем "всего лишь закономерности мышления".
Действительно, в этих вопросах требуется просто огромное количество такта.
Кроме того, обычно чем человек дальше от этой темы, тем острее реагирует на довольно рядовые вещи.
Понимаешь, нужна некоторая смелость, чтобы начать говорить с самим собой на религиозные темы. Это интимно и чувствительно.
Потому что если Бог есть, то сразу встает вопрос о нашем отношении к Нему. А тут, хочешь или не хочешь, иногда приходится признать, что мы, мягко говоря, лукавим перед Ним. А это очень болезненно понимать, и часто хочется лучше вообще подальше забросить тот предмет для размышлений, который способен вызывать такой дискомфорт.
Когда разобрался с некоторыми вопросами внутри себя - начинаешь проще реагировать на разговоры с другими людьми.
У кого какая тема болезненна - тот на нее остро и реагирует.
В общем, я просто хотел сказать, что твоя реакция, в общем-то, абсолютно закономерна, лично я ее хорошо понимаю.
Но правильный выход из этой ситуации - не избегать этой темы, а очень осторожно, но настойчиво, разобраться в себе, разобраться с некоторыми важными вопросами.
Самой, или с чьей-то помощью.
Из своего собственного опыта могу подсказать вот что: попробуй изредка почитать сетевые православные СМИ. Лично мне очень нравится журнал
"Фома" и "
Православие и мир". Когда почувствуешь, что появился какой-то интерес - просмотри пару заголовков, возможно, что-то тебя заинтересует. Если нет - не надо, не читай. Но если почувствуешь - полистай. Тебе станет проще разбираться с собой, когда ты поймешь, что с теми вопросами, которые для тебя очень чувствительны, люди сталкиваются довольно часто, и, в общем-то, находят способы их как-то разрешать. Возможно, именно чужой опыт тебе поможет.
В общем, я просто хотел сказать, что не нужно насильно в себя что-то впихивать, но если вдруг какой-то интерес все-таки появился - им нужно дорожить, не разбрасываться.
Саша23 писал(а):Дело в том, что возникают мысли, что простить - это значит признать вред, который мне причинили. А я не хочу его признавать, пытаюсь его отрицать (хотя получается это плохо).
Я тут тебя плохо понимаю.
Если тебе сделали больно - тебе уже причинили вред. Признаешь ты его или нет - он есть (или только кажется, что есть, но ощущаешь произошедшее именно как вред).
Простить - значит перестать держать обиду на того, что этот вред причинил.
Если ты пытаешься заниматься самообманом, и делаешь вид, что ничего не произошло - то из обмана ничего хорошего, естественно, не выходит. Только причем здесь прощение? Просто не понимаю.
Саша23 писал(а):Чтобы легче было простить нужно какое-то обьяснение, оправдание того что сделано, которое меня устроит. А то меня убивает просто: человек говорит "прости", ты ему говоришь "прощаю" и все чистый лист в отношениях что ли? А потом опять какая-нибудь гадость случается и опять: ...прости ? - прощаю! и так по кругу и не один раз. И в какой-то момент ломаешься внутренне просто: прощаешь, прощаешь, а раз от раза лучше не становится.
Простить - это значит избавиться от обиды, от держания зла на человека. Но это совсем не значит "сделать вид, как будто ничего не было"! А если человек постоянно обманывает наше доверие, то мы имеем полное право сказать ему примерно такое: "друг, я не держу на тебя зла, я тебя прощаю. Но я не могу доверять тебе, как прежде. Поэтому знай, что я тебя простил, но впредь я буду стараться избегать некоторых вещей в общении с тобой".
Знаешь, можно простить ребенка, но при этом его наказать. И сказать ему следующее: "сын, я тебя прощаю, я верю в то, что ты сделал это не со зла, а по незнанию. Но я хочу, чтобы ты вырос хорошим человеком, а для этого ты должен знать, что существует наказание. Из милосердия я выбираю наиболее мягкое наказание, но ты должен знать, что в будущем так поступать нельзя. И наказание, надеюсь, тебя этому научит."
Вот ты говоришь, что тебе нужно объяснение, оправдание.
А самое интересное заключается в том, что люди практически не совершают зло "просто так, из желания сделать что-то плохое". Почти всегда, когда человек совершает какое-то зло - он всегда вынужден. Почему мне сегодня нагрубил человек в трамвае? Потому что на работе у него проблемы. Почему у него проблемы? Потому что от него требуют некоторых вещей, которые, допустим, отсутствуют в должностной инструкции, и он не знает, как их сделать. Почему в его должностной инструкции нету таких вещей? Потому что никто не предполагал, что найдется такой дикий клиент, который потребует особенных условий в счет причиненных неудобств. Почему клиент такой дикий? Потому что из-за этого заказа у него сорвались сроки по выполнению его проекта. И т.д. Всегда, когда ты попытаешься проследить "цепочку зла", ты увидишь, что каждое (!) действие чем-то обусловлено. Почти никто не совершает зло без причины. У каждого есть веские обстоятельства. Иногда они нам понятны, иногда - нет.
Так вот умение прощать - оно, с одной стороны, пресекает эту "цепочку зла" (эта цепочка разрывается на прощающем). А с другой стороны - это способность отнестись к человеку доброжелательно. "Друг, я не знаю, что за причина подтолкнула тебя нагрубить мне, но я верю, что это была очень веская причина, и что
я в твоих обстоятельствах, наверное, вел бы себя точно так же."
Я недавно очень интересную историю прочитал. Не могу никак найти оригинал, поэтому пересказываю по памяти:
В одном французском портовом городе снимали комедийную передачу, что-то вроде "скрытой камеры". Сюжет был таков: в баре сидит карлик у стойки с пустым бокалом. Заходит очередной посетитель, видит карлика. Якобы во Франции есть такая традиция - если человек хочет выпить, но у него кончились деньги - он сидит с пустым бокалом у стойки, в надежде, что кто-нибудь угостит. Принято угощать в таких обстоятельствах.
Так вот заходит очередной посетитель, видит карлика, заказывает себе выпить, дает бармену еще денежку и просит налить карлику. Бармен наливает. Карлик берет и молча выплескивает налитое угощающему в лицо. У угощающего - фонтан соплей, ярость, крики про несправедливость и т.д. Эту реакцию снимают - это как бы и является приколом. Так происходило несколько раз, пока...
В бар входит крепкий морячок. Видит карлика - заказывает выпить себе и оплачивает выпивку карлику. Карлик выплескивает напиток моряку в лицо. Моряк замирает. Потом молча утирается. И снова оплачивает выпивку карлику. Ситуация повторяется. Моряк снова утирается и снова заказывает. Карлик снова выплескивает. Моряк утирается, подходит к карлику, кладет ему руку на плечо и сочувственно говорит: "Как же, брат, тебе плохо!"
Саша23 писал(а):Просто не хочу, чтобы еще хоть кто-то узнал, что я с головой не совсем дружу.
Ты просто не представляешь, что приходится выслушивать священнику.
Знаешь, у Достоевского, кажется, есть слова про то, что если каждый вдруг откроет кому-нибудь то, в чем даже сам себе боится признаться - такой, дескать, смрад пойдет по земле!
Священнику по долгу службы приходится слышать, порой, очень страшные вещи. Именно поэтому не каждому священнику разрешается принимать исповедь - требуется определенный опыт на это. В общем, боишься, я думаю, ты напрасно.
Саша23 писал(а):Я один раз исповедовалась давно, по другому поводу, священник был очень резкий, чуть ли не дурой назвал.
Всякое бывает... Лично про себя могу сказать, что, когда я в первый раз пришел исповедоваться, священник тоже несколько резко меня осадил и ткнул носом в одну вещь. Я чуть не смертельно обиделся, но через несколько месяцев вдруг прозрел, насколько он был прав. И как знать, если бы он не поговорил со мной тогда так резко - может, я никогда бы и не заглянул в бездну своей грязи, так никогда бы и не понял, что поступаю неправильно...
Не будем забывать, все, что случается - все случается либо по Божиему промыслу, либо по Божиему попущению.
Саша23 писал(а):Причем это было в монастыре одном большом, куда много людей приезжают.
Ну вот и объяснение... С людьми вообще очень тяжело, а с такой материей, как людские грехи - еще тяжелее. А если еще этих людей очень много... В общем, я бы на месте священника долго бы не протянул. Кричать и ругаться начал бы очень быстро.
Кстати, христиане вообще, по заповеди, стараются не осуждать. А для священника, принимающего исповедь - это очень строгое правило, не осуждать исповедующегося. Священник должен радоваться, что человек пытается бороться с грехом, стремится очистить свою душу. И священник в этом таинстве - он как хирург, который вскрывает гнойный нарыв. Да, больно, да, не эстетично, но цель - здоровье пациента, цель - духовное очищение исповедующегося.
Саша23 писал(а):Покаяться - значит признать и простить вред причиненный собой себе же самой и близким.
Я не очень понимаю, что ты подразумеваешь под "признать и простить". Раскаяться - это увидеть, что ты поступаешь плохо, и начать сокрушаться. И именно поэтому
просить прощения у Бога. Понимаешь? Просить прощения, а не простить. Не мы прощаем, а нас прощают, когда мы настолько раскаялись, что просим прощения. А прощает - Бог, в Таинстве исповеди и отпущения грехов.
Саша23 писал(а):А православные в храмах между собой общаются, у нас по крайнй мере, даже вне церкви, особенно те, кто постоянно ходят, все друг друга знают.
Конечно, общаются, есть даже такое понятие - "церковная община". Когда прихожане храмов общаются, вместе делают какие-нибудь дела милосердия, да элементарно собираются на чаепитие после богослужений.
Но при этом в душу никто обычно не лезет, не подходит в храме и не выпытывает, кто ты такой да чего здесь делаешь. Пришел - значит, надо.
Ты знаешь, у меня немного обратная твоей ситуация. Я очень трудно во все это вхожу, и мне бы, наоборот, хотелось как-то больше войти в жизнь храма, познакомиться с людьми, начать с ними общаться. Так вот я хочу сказать, что мне ни разу никто не отказал в просьбах, все очень вежливо отвечали на мои вопросы. Но никто никогда в душу не лез. Ты знаешь, лично мне, наоборот, не хватает, чтобы кто-то чуть больше проявил интереса.
Но я думаю, это еще зависит от многих вещей - насколько город большой, насколько община сплоченая и т.п.
В общем, я думаю, что ты зря боишься.