Смысл жизни или Где найти смысл существования

Что такое смерть, жизнь, что ждет после смерти (Премодерация)
Ответить
Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Кризисный психолог »

 
Я пока не докончил статью о смысле жизни.А то слишком много вопросов, а ответ задерживается. Опубликую ее в не полном, промежуточном варианте. Как разместим статью на сайте, я этот пост уберу. Вот она, только читайте ВНИМАТЕЛЬНО и старайтесь понять:



Смысл жизни или Где найти смысл существования
Хасьминский М.И, кризисный психолог
Покалюхина О.

Большинство из нас хотя бы однажды задавались этим вопросом. И это естественно – чтобы идти по какому-либо пути, необходимо знать, куда ты идешь и с какой целью. Иначе возникает вопрос: а зачем мне вообще идти? Может, лучше сесть на пенек, полюбоваться природой или – еще лучше – прикорнуть под тенью ближайшей березы? И вправду, пусть другие идут по своей тропинке, куда хотят, если они знают пункт назначения и цель. А я, пожалуй, сойду с дистанции… Логичным ли вам кажется это рассуждение? Действительно, шагать, не понимая, куда и зачем – занятие не из лучших. Вряд ли оно наполнит нас радостью и энтузиазмом, и уж конечно не сделает нас счастливыми… Разумеется, нам очень хотелось бы знать, что же это за путь, зачем нам по нему идти, и путь ли это вообще, или просто дорога в тупик… и если это путь, то куда он ведет? И будет ли разумно утверждать, что цели у этого пути нет, если мы даже ее не искали, а просто шли по инерции и, споткнувшись об очередной камушек на дороге, вдруг остановились в сомнениях о смысле…? И хорошо, что остановились и задумались. Мы предлагаем вам подумать вместе.

Вопрос о смысле жизни вызывает у большинства людей реакцию 2 видов. Первый: «Все так живут, не задумываясь, и я проживу».
Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все, не задумываясь»? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что не стоит ориентироваться на «всех».
Вторая частая реакции на вопрос о смысле жизни такова: «Смысла в жизни НЕТ». Логика здесь такая: «Я не нашел смысл, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет». Вам нравится это высказывание? Вряд ли оно выглядит разумным, скорее оно звучит просто по-детски.
Разумеется, кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли вы его искали? Самые популярные «варианты» смысла жизни таковы:
• Удовольствия, удовлетворение максимального количества потребностей
• Власть
• Некое дело – в частности, работа, «дело жизни».
• Близкий человек (например, ребенок: жизнь ради ребенка)
• Память о себе – пусть даже не очень хорошая. «Оставить свой след».
Итак, попробуем рассмотреть каждый из этих пунктов.
В современном обществе царит культ удовольствия. Гедонизм (проще говоря, жизнь ради наслаждения) становится философией практически каждого, причем чаще всего человек это не вполне осознает. Нас настраивают на это реклама, статьи в глянцевых журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу… Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, отрываться по полной…
С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать… Потом потребить это, и все заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары; фитнес и иные услуги, связанные с поддержанием физической формы, здоровья и красоты; «безопасный секс»; путешествия; недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача – есть, пить, спать, гулять, выпивать, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, делая упор на удовлетворение примитивных потребностей, и смысл существования, таким образом, заключается для него в получении удовольствия от этого удовлетворения. Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно.
Однако это не так, ведь впереди у нас смерть – и это совершенно достоверно известно каждому. Но если раньше люди относились к смерти с определенным уважением и почтением, как к итогу жизни, то сейчас мы живем так, будто мы бессмертны, поэтому вспоминать о смерти нам совсем неприятно. Как следствие, эта тема в современном обществе либо не поднимается вовсе, либо ей придается некий гротескный вид: кучи трупов в телевизионных передачах, криминальные сериалы, в которых убийство – обычное дело, фильмы про супергероев, которые «пачками» отстреливают врагов…
Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.
Любое наслаждение не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова. Нельзя получить приятные ощущения от вчерашнего обеда и насытиться им; нельзя выспаться и потом неделю не хотеть спать вообще. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит… А нам это наслаждение необходимо, у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к. потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Не напоминает ли это ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем…? Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла.
Итак, если серьезно задуматься, то становится очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни, и вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствия, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. (Например, в США около 45% людей пьют антидепрессанты – несмотря на хороший уровень жизни.)
Власть. Не секрет, что есть люди, которые живут ради своей власти над другими. Ради этого они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, иногда даже переступают через свою совесть… Они держатся за власть как за саму жизнь, они стремятся удержать ее как можно дольше любой ценой. На наш взгляд, в такой ситуации власть – это своего рода наркотик, от которого человек получает наслаждение и без которого он уже не может. Причем чем больше власти он имеет, тем большей властью он стремится обладать (об этом росте потребностей и снижении удовольствия от их удовлетворения мы говорили выше). Это известный феномен. Но разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, не поймет ли человек, что всю жизнь он прожил зря, ведь он только и делал, что стремился к власти, которой у него теперь нет, а если и есть, то толку от нее - ноль? Потому что над смертью не властен ни один из людей… И потому, что власть – это всего лишь одно из удовольствий. А стоит ли жить ради них – мы обсуждали выше.
Далее. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Понять эту ситуацию можно при помощи простой метафоры. Человек, который весь смысл своей жизни видит в близком человеке, подобен футбольному (или иному спортивному) фанату. Фанат – это уже не просто болельщик, это человек, который живет спортом, живет удачами и неудачами той команды, приверженцем которой он является. Он так и говорит: «моя команда», «мы проиграли», «у нас есть перспективы»… Он отождествляет себя с игроками на поле: он будто сам гоняет футбольный мяч, он радуется их победе так, как если бы это была его победа. Нередко так и говорят: «Ваша победа – это моя победа!» И напротив, поражение своих любимцев он воспринимает крайне болезненно, почти как личную неудачу. А если он по какой-либо причине лишается возможности посмотреть матч с участием «своего» клуба, то чувствует себя так, будто его лишили кислорода, будто сама жизнь проходит мимо него… Со стороны этот фанат выглядит нелепо, его поведение и отношение к жизни представляется неадекватным и даже просто глупым. Но не аналогично ли выглядим мы, когда смысл всей своей жизни видим в другом человеке?
Фанатом быть проще, чем самому заниматься спортом: проще смотреть матч по ТВ, сидя на диване с бутылкой пива, или на стадионе в окружении шумных друзей, чем самому бегать по полю за мячом. Вот ты поболел за «своих» - и вроде сам уже поиграл в футбол… Происходит отождествление человека с теми, за кого он болеет, и человека это устраивает: не надо тренироваться, тратить время и силы, можно занять пассивную позицию и при этом получать массу сильных эмоций, практически таких же, как если бы сам занимался спортом. Зато никаких затрат, неизбежных для самого спортсмена.
Так же поступаем и мы, если смыслом нашей жизни является другой человек. Мы отождествляем себя с ним, проживаем не свою жизнь, а его. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека. И делаем мы это по той же причине: потому, что это проще. Проще строить чужую жизнь и исправлять чужие недостатки, чем заниматься своей душой, трудиться над ней. Проще занять позицию фаната, «болеть» за близкого, не работая над собой, попросту махнув рукой на свою духовную жизнь, на развитие своей души.
Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то лишившись его, вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что он болен.
Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь? Любить своих близких, жертвовать многим ради них – это естественно и благородно, и мы с этим совершенно не спорим. Но боготворить их, видеть в них смысл ВСЕЙ жизни – это совсем иное, это тупиковый путь.

Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни – работа, творчество, некое другое «дело жизни». Всем известна формула «удавшейся» жизни – родить ребенка, построить дом, посадить дерево. Что касается ребенка, это мы вкратце обсудили выше. А как насчет «дома и дерева»?
Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве и самореализации, в работе и т.д. - то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда – ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши научные разработки…
Не о том ли говорил Соломон, оглядываясь на закате жизни на свои великие свершения? «И оглянулся я на все дела мои, который сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа… Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» (Еккл.2, 11, 22-23)
Единственное, что имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги… Но вечна ли и эта память? По словам Екклесиаста: «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после (Еккл.1,11)».
И, более того, даже если память и сохранится – какое до нее дело будет нам тогда, когда мы умрем? Нас-то уже не будет, ведь мы не верим в загробную жизнь. А зачем тогда мы все свои силы этому «делу жизни» отдавали?? «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6,7). Не верно ли утверждение, что дело жизни само по себе бессмысленно, и обретает смысл только в той самоотдаче, в той любви к людям, которую мы в это дело вложили, и которая воспитывает и возвышает нашу душу, приближает нас к вечности, к вечности блаженной. И только та память потомков имеет для нас значение, которая соединена с искренним словом молитвы о нашей душе. Но если человек отрицает существование души и загробной жизни, то естественен вопрос: зачем все это? И ответа на него нет.
А если мы верим в бессмертие души, то не более ли логично будет искать смысл не в некоем «деле жизни» самом по себе, а более широко – в том, что для нашей души полезно, что ее питает, радует, воспитывает, что готовит ей блаженство после телесной смерти?

Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При этом бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Тут опять же возникает вопрос: а что толку будет мне, когда я умру, от того, что меня будет помнить огромное количество людей? Сама по себе память потомков бессмысленна, как мы говорили выше. Так стоит ли тогда посвящать свою жизнь тому, чтобы «оставить след»? Ответ очевиден…

Таким образом, мы взглянули на самые распространенные варианты ответа на вопрос о смысле жизни: удовольствия, власть, близкий человек, «дело жизни», память о себе… Как видно, ни один из них не может ни в какой мере придать нашему существованию настоящий смысл, который мог бы стать основой жизни. Возвращаясь к вопросу «А где именно вы искали смысл?», можно сказать: действительно, если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…
Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен путнику, заблудившемуся, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди кустов, растущих в овраге, и пытается там найти выход к своему пути. Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из ямы, подняться на гору – и оттуда, сверху будет виден верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы гедонистического мировоззрения нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из этой ямы, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.
Итак, понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, только приобретя некоторые необходимые знания. И эти знания, что самое удивительное, доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези знания, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. А ведь вопрос смысла жизни поднимался человечеством во все времена. И мы можем использовать тот колоссальный опыт, который накопили предшествующие поколения. Не обязательно изобретать велосипед – он на самом деле давно уже был изобретен. Нам осталось только научиться на нем ездить. Все равно ничего лучше и гениальнее мы не придумаем.
Почему же мы, когда дело касается научных знаний, научных разработок, достижений медицины, полезных изобретений, облегчающих наш быт, разнообразных практических знаний в той или иной профессиональной сфере и т.п. – широко используем опыт и открытия наших предков, а в вопросах столь важных, как смысл жизни, существование и бессмертие души – мы считаем себя умнее всех предшествующих поколений, и с гордостью (нередко и с презрением) отвергаем их знания, их опыт, причем чаще всего отвергаем заранее, даже не изучая и не пытаясь понять?? Разумно ли это?
Не более ли разумным представляется следующее: изучить опыт и достижения предков, или как минимум, ознакомиться с ними, поразмышлять, и только потом делать для себя вывод, правы ли были предшествующие поколения, или нет, может ли их опыт быть нам полезен, стоит ли нам учиться их мудрости. Почему мы отвергаем их знания, даже не пытаясь вникнуть? Не потому ли, что это проще всего? Действительно, для того, чтобы сказать, что наши предки мыслили примитивно, и мы гораздо умнее и прогрессивнее их – для этого ничего не нужно. Голословно утверждать – очень легко. А по-настоящему понять мудрость предыдущих поколений без труда не получится. Нужно сначала ознакомиться с их опытом, их знаниями, пропустить через себя их философию жизни, попытаться для этого хоть несколько дней прожить в соответствии с ней, а потом оценить, что этот подход к жизни несет НА САМОМ ДЕЛЕ – радость или тоску, надежду или отчаяние, душевное спокойствие или смятение, свет или мрак. И уж тогда человек сможет с полным правом судить, верен ли был тот смысл, который видели в своей жизни его предки.
А в чем же, собственно, видели смысл жизни наши предки? Ведь этот вопрос поднимался человечеством на протяжении веков. И ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей души, и в приближении ее к Богу. Так мыслили и христиане, и иудеи, и буддисты, и мусульмане… Все признавали существование и бессмертие души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Потому, что тело умрет, значит вкладывать все свои силы в удовлетворение его потребностей – бессмысленно. (Что, собственно, и подтверждается в наши дни отчаявшимися материалистами, подошедшими к черте самоубийства). Итак, смысл жизни, считали наши предки, надо искать в благе не для тела, а для души. Ведь она бессмертна, и наслаждаться приобретенным благом сможет вечно. А кто не хотел бы вечного наслаждения??
Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, но и воспринять бесконечное благо в вечности, необходимо ее обучить, воспитать, возвысить, иначе она не сможет стать причастной той бескрайней радости, которая ей уготована.
Поэтому жизнь можно, в частности, представить себе как школу. Эта простая метафора помогает приблизиться к осмыслению жизни. Жизнь – школа, в которую человек приходит, чтобы обучать свою душу. Это главная цель посещения школы. Да, в школе есть немало другого, кроме уроков: переменки, общение с одноклассниками, футбол после уроков, внеклассные мероприятия – посещения театров, турпоходы, праздники… Однако все это второстепенно. Да, возможно, было бы приятнее, если бы мы приходили в школу только для того, чтобы побегать, пообщаться, погулять в школьном дворе… Но тогда мы бы ничему не научились, не получили бы аттестата, не смогли бы ни получать дальнейшее образование, ни работать.
Итак, мы приходим в школу, чтобы учиться. Но сама по себе учеба ради учебы тоже бессмысленна. Мы учимся, чтобы получить знания, умения и получить аттестат, а потом пойти на работу, и жить, условно говоря, хуже или лучше – в зависимости от того, насколько хорошо мы учились, какие навыки и знания мы приобрели, какую работу мы способны с этими навыками выполнять. Если предположить, что после окончания школы не будет больше НИЧЕГО, то посещать школу, разумеется, смысла нет. И никто с этим не спорит. Но в действительности-то жизнь после школы продолжается, и школа – это всего лишь один из этапов ее. И от того, насколько ответственно мы относились к нашему обучению в школе, во многом зависит «качество» нашей последующей жизни. Человек, который бросает школу, считая, что ему вовсе не нужны преподаваемые в ней знания, так и останется неграмотным и необразованным, и это будет ему мешать на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Так же глупо, во вред себе, поступает человек, который, придя в школу, сразу отвергает все накопленные до него знания, даже не ознакомившись с ними; утверждает, что не верит им, что все открытия, совершенные до него – ерунда. Комичность и нелепость такого самоуверенного отвержения всех накопленных знаний очевидна каждому.
Но не каждому, к сожалению, очевидна еще большая нелепость аналогичного отвержения в ситуации, когда речь идет о понимании глубинных основ жизни. А ведь наша земная жизнь является тоже школой – школой для души. Она дана нам для того, чтобы образовывать свою душу, научить ее любить по-настоящему, научить ее видеть в окружающем мире добро, творить его.
На пути саморазвития и самовоспитания нам неизбежно встретятся трудности, так же как и обучение в школе не может всегда быть легким. Каждый из нас прекрасно понимает, что любое более или менее ответственное дело связано с разного рода трудностями, и было бы странно ожидать, что такое серьезное дело, как образование и воспитание души, будет легким. Но эти проблемы, испытания тоже для чего-то нужны – они сами по себе являются весьма важным фактором развития души. И если мы не научим свою душу любить, стремиться к свету и добру, пока мы еще живем на земле, то она не сможет получать бесконечное наслаждение в вечности, просто потому, что она неспособна будет воспринимать добро и любовь.
Можно привести в данном контексте еще одну метафору. Во время беременности организм еще нерожденного ребенка вырастает из одной клетки до полностью сформировавшегося человечка. И главная задача внутриутробного периода – в том, чтобы развитие ребенка прошло верно и до конца, чтобы к сроку родов ребенок занял правильное предлежание и смог родиться в новую жизнь.
Девятимесячное пребывание в утробе матери – это тоже в некотором смысле целая жизнь. Ребенок там зарождается, развивается, ему там по-своему хорошо – питание поступает вовремя, температура постоянная, он надежно защищен от воздействия внешних факторов… Тем не менее, в определенное время ребенку нужно родиться; как бы хорошо ему ни казалось в животе у мамы, в новой жизни его ждут такие радости, такие события, который просто несравнимы с кажущимся удобством внутриутробного существования. И для того, чтобы попасть в эту жизнь, малыш проходит через серьезнейший стресс (каковым являются роды), испытывает невиданную ранее боль… Но радость от встречи с мамой и с новым миром сильнее этой боли, и жизнь в мире в миллион раз интереснее, приятнее, разнообразнее, чем существование в утробе матери.
Аналогична и наша жизнь на земле – ее можно уподобить периоду внутриутробного существования. Цель этой жизни – развитие души, подготовка души к рождению в новую, несравненно более прекрасную жизнь в вечности. И так же, как в случае с новорожденным малышом, «качество» той новой жизни, в которой мы окажемся, напрямую зависит от того, насколько правильно мы развивались в «прошлой» жизни. И те скорби, которые нам встречаются на жизненном пути, можно уподобить стрессу, испытываемому младенцем во время родов: они временны, хотя и кажутся подчас бесконечными; они неизбежны, и все через них проходят; они ничтожны по сравнению с радостью и наслаждением новой жизни.

Разумеется, все эти умозаключения актуальны только в том случае, если душа есть и она бессмертна. Как мы и говорили выше, если считать, что существование и бессмертие души – выдумки, то смысла в жизни, действительно, нет. И искать его бесполезно. (В частности, поэтому материалистическая философия, если быть ей верным до конца, приводит к пустоте и отчаянию, и нередко ставит человека на грань суицида.)
Но многие ли среди тех, кто считает, что души нет, могут положа руку на сердце сказать, что уверены в этом на 100%? Многие ли на 100% уверены, что жизнь человека кончается со смертью тела, и после смерти нет ничего?
Вряд ли многие. А если вы не уверены на 100%, а уверены, скажем, на 99%, то остается еще 1% вероятности, что вы ошибаетесь. Да, это мало. Но мало ли это в том случае, когда речь идет о вашей жизни? Когда на карту поставлена ваша судьба в вечности? Ведь если окажется, что реальность не такая, какой вы себе ее представляли с 99%-ной уверенностью, а такая, какой вы оставляли всего однопроцентную вероятность – то участь ваша совершенно незавидна, если не сказать хуже.
В житейских вопросах, например, в вопросе вложения денежных средств, мы по несколько раз проверяем и перепроверяем, все ли мы предусмотрели, не осталось ли хоть небольшой вероятности, что банк (или иной партнер) ненадежен, что он может обмануть и скрыться с нашими деньгами. И так как малая вероятность проигрыша есть всегда, то, следуя советам опытных финансистов, мы не вкладываем все деньги в один банк, а также страхуем наши вклады, наши квартиры, дачи и т.п. – потому, что мы не хотим остаться у разбитого корыта. И это представляется вполне разумным.
Но почему же, когда речь идет о самом дорогом, что у нас есть – о нашей жизни – мы совершенно беспечны?
Мы даже не пытаемся узнать что-либо о существовании или отсутствии души, о том, что будет с нами после смерти – а ведь на эту тему есть не только теории, но и факты, чисто научные данные. В частности, об этом пишут такие авторы, как американский психиатр Р.Моуди в своей книге «Жизнь после жизни», доктор Элизабет Кюблер-Росс («Death Does not Exist»), доктора Осис и Харальдсон («В час смерти»), профессор М.Сабом («Воспоминания о смерти»), доктор Г.Ритчи («Возвращение из завтра») и другие. Вкратце о научных фактах касательно смерти можно прочитать в работе П.Калиновского «Переход. Последняя болезнь, смерть и после».
Но мы заранее отвергаем возможность существования и бессмертия души, не проверяя и не пытаясь понять. В отличие от чисто житейских ситуаций, мы ведем себя совершенно безрассудно, не подстраховывая себя ничем, мы ВСЕ, что имеем, ставим на одну карту, и, что еще смешнее, мы абсолютно уверены, что выиграем.
Кроме того, крайне нелогично следующее: веря в отсутствие жизни после смерти, мы верим в то, чего мы даже не можем себе представить. По сути дела, мы в таком случае верим в пустоту. Но кто из нас, даже при определенном усилии, мог бы представить себе абсолютную пустоту?? Думается, что честный ответ – никто. Получается, мало того, что мы, как говорилось выше, ставим все самое дорогое на одну карту, так мы еще и выбор этой карты делаем на основе слепой веры в то, чего мы не можем ни проверить, ни даже просто представить…
И если один из излюбленных аргументов атеистов таков: глупо верить в то, чего никто никогда не видел, и что невозможно проверить, то есть существование Бога, существование души и ее бессмертие – то сама уверенность в том, что жизни после смерти нет, что смерть – это конец всего, и жизнь поэтому не имеет смысла – не вера ли это? И разве она более рациональны и логична, чем вера в Бога и существование души? Скорее наоборот. Разве наличие пресловутой «пустоты» можно проверить?
Что легче представить: то, что в момент смерти существование человека прекращается полностью и за порогом смерти нас ждет абсолютная пустота (которую мы и почувствовать-то не сможем, потому, что нас уже не будет, и потому, что чувствовать нечего) – или то, что некая часть человека продолжает существовать и после смерти тела, и переходит в другую жизнь (что в наше время не только утверждается религией, но и подтверждается наукой – реальными фактами)?
Легко ли представить себе, что все то, что мы видим вокруг себя, весь природный мир в его изначальной совершенной гармонии, с его идеальными до мельчайших деталей взаимосвязями, и сам человек, обладающий сознанием, чувствами, рассудком – что все это возникло само по себе или в результате цепочки случайных событий? Или все же легче - даже на уровне логики - представить, что без некоего высшего разума, Творца, все это не возникло бы? И не абсурдна ли вера в невообразимое – в пустоту, и не нелепа ли жизнь в соответствии с этой верой? (Даже среди тех, кто утверждает, что смысла в жизни нет, многие ли на 100% уверены, что это так?) Разумеется, каждый отвечает себе на эти вопросы сам. Мы просто приводим пищу для размышлений…

Уместным в этой связи представляется вспомнить так называемое «Пари Паскаля». Блез Паскаль, известный французский ученый и мыслитель, в своем философском произведении под названием «Пари Паскаля» ведет разговор с воображаемым атеистом. Все мы, как считает Паскаль, вынуждены держать пари о том, есть ли Бог и есть ли жизнь после смерти. Мы все вовлечены в это пари, независимо от нашего желания, потому что мы стоим перед выбором: верить в Бога или верить в то, что Бога нет.
Если Бога нет, то человек не проигрывает ничего, веря в Его существование и живя по вере. Он просто достойно проживает свою жизнь и умирает – вот конец.
Если же Бог есть, а человек всю жизнь «держит пари», что Бога нет, то есть живет, исходя из утверждения об отсутствии Бога, и полагает, что после телесной смерти его ничего не ожидает – то он теряет ВСЕ.
Воображаемый атеист, с которым Паскаль ведет спор в своем произведении, возражает, говоря: «Я не играю в ваши игры». Паскаль отвечает просто и вместе с тем всеобъемлюще: «Не в вашей воле играть или не играть», тем самым напоминая нам о том, что каждый неизбежно выбирает – веру в Бога или в Его отсутствие.
Таким образом, в пользу веры Паскаль приводит аргумент на уровне рассудка, логики – что, в отличие от субъективных чувств и личного духовного опыта, доступно для понимания каждого.
Итак, по логике Паскаля, в любом случае более разумно поступает тот, кто верит в Бога и бессмертие души, кто живет, исходя из этого. Важно подчеркнуть, что Паскаль при этом имел в виду, разумеется, не просто слепую надежду человека, что он после смерти окажется в выигрыше, потому что угадал. Нет, он говорил о совершенно осознанном выборе в пользу веры, который в настоящем дает человеку спокойствие, радость и осмысленность жизни, и кроме того, позволяет позаботиться о будущем, в той или иной степени перестать бояться смерти. Думается, каждому есть над чем поразмышлять в этой связи.

Мысли об отсутствии смысла жизни, случается, не оставляют человека ни на минуту. При этом если он спросит себя о том, каковы трезвые аргументы в пользу отсутствия смысла – вряд ли он сможет хотя бы сам себе что-либо внятное ответить. И будучи честным перед собой, он даже не сможет поручиться, что уверен на 100% в бессмысленности жизни. А ведь признать, что жизнь в принципе не имеет смысла – это значит признать, что жизнь всего мира не имеет смысла, что все окружающие нас люди живут «впустую», что весь современный мир, не дошедший до черты суицида, заблуждается. То есть все те, кто не впадает в такое отчаяние, чтобы задуматься о суициде, кто находит смысл жизни – все они неправы… Не слишком ли смелое утверждение??
Важно понять, что эти мысли – об отсутствии смысла и о том, что смерть является абсолютным концом существования человека, и избавлением от всех проблем – это не наши мысли. Эти навязчивые мысли исходят от тех сущностей, которых Православие называет бесами. (О навязчивых мыслях читайте подробнее в статье «Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей» https://www.perejit.ru/main/crisis?id=136 )
Эти мысли мучают нас, и мы должны с ними бороться, если хотим быть счастливыми. Иного пути нет. Если мы не будем с ними бороться, то велика вероятность, что они захватят наше сознание полностью, мы уже вообще не сможем видеть реальность, потеряем связь с ней, уйдем окончательно в свой иллюзорный нереальный мир… и тогда до суицида останется лишь шаг. Причем к этому придем не мы сами, нас к этому подведут навязчивые мысли, давящие наше сознание извне. Вряд ли такая перспектива представляется кому-либо привлекательной, и если есть хоть какой-то шанс избежать этого, то его, думается, стоит испробовать.
Однако, многие люди просто не хотят искать смысл жизни. Даже подойдя к черте отчаяния, человек скорее соглашается признать, что смысла нет и жить не стоит, чем приложить усилия к поиску. Он, зная об опыте предков, как мы уже говорили, зная о той мудрости, с которой они жили, зная, что их жизнь была осмысленна и интересна, тем не менее, не хочет даже ознакомиться с их философией, с тем, что наполняло радостью их существование.
Парадоксальность этого можно иллюстрировать метафорой: человек тонет, к нему идет спасатель, чтобы вытащить его из воды. Но утопающий кричит: «Нет, не подходите ко мне! Я не хочу быть спасенным именно вами! Мне все равно, что вы отличный спасатель и спасли сотни людей, но я не хочу, чтобы меня спасали вы – лучше утонуть!» Нелепость такого поведения налицо. С одной стороны, человек бы рад понять смысл жизни, но с другой стороны, он не хочет приложить к этому никаких усилий, и отказывается от любой помощи, в частности, от опыта предыдущих поколений, от мудрости людей, живущих осмысленно и в наши дни.
И если человек внимательно заглянет в себя, то увидит сопротивление обретению смысла. Оно прежде всего выражается в сопротивлении всему, что связано с религией, что может говорить о Боге и о бессмертии. Причем человек чаще всего даже сам не понимает, почему он сопротивляется именно этому. Казалось бы, вот ТО, что может придать настоящий смысл твоей жизни – бери и пользуйся! Вот лекарство, могущее дать нам выздоровление духовное. Но нет. Попробуем все, что угодно – но только не это. Хотя если рассуждать логически – почему бы не попробовать? Если понравится – хорошо, а не понравится – тоже не страшно, ты же ничего не потерял, спокойно вернешься к прежнему взгляду на мир.
Почему же возникает это сопротивление? Потому, что каждый живет до определенной степени в своем вымышленном мире, мире своих иллюзий. В этом мире человеку комфортно: спокойно, уютно, он все в нем понимает. Чаще всего этот мир основан не на трезвом взгляде на реальность и на себя, а на обманчивых и изменчивых чувствах, на слепом доверии им, – поэтому действительность в нем предстает сильно искаженной.
Если же человек ищет и находит смысл, то приходится всю свою жизнь перестраивать в соответствии с этим смыслом. В результате привычный мир рушится, рушатся те опоры, на которых он стоял, рушится привычный образ жизни. Это значительный стресс для каждого, ведь мы все крайне привязаны к своему иллюзорному мирку, и подсознательно стремимся избежать его разрушения… Но лучше сделать это самому – тогда, когда еще есть время построить новый мир, стоящий не на ложных, а на истинных опорах – чем это сделает за каждого сама жизнь, когда мы окажемся у ее рубежа.
Кроме того, сопротивление поиску объясняется и еще одной существенной причиной: мы совершенно не хотим работать над собой. Ведь если мы найдем смысл, то придется к нему идти, прикладывать к этому немалые усилия, и уже нельзя будет найти причину не идти… А идти по этому пути нам лень, ведь мы привыкли во всем искать удовольствие. Лень трудиться над своей душой, переделывать себя; кроме того, мы крайне болезненно воспринимаем необходимость открыть глаза на свои недостатки, ведь это сильно задевает нашу гордость.
Если вернуться к нашей метафоре о жизни как школе, то мы уподобляемся ученикам, требующим – пусть нас учат так, чтобы обучение не мешало нам развлекаться с одноклассниками.
На самом деле в глубине души большинство из нас понимает, что смысл жизни где-то есть… Но желания его искать нет – потому, что, как мы уже сказали, следующим шагом должно быть в таком случае перекраивание себя и своей жизни, а это очень трудно, если человек уже зациклен на материальном, на потреблении и удовольствиях. Мы все ищем суррогаты, мы не интересуемся истиной – потому, что истина дорога, ради нее надо трудиться. Работать ради истины мы ленимся, поэтому легко соглашаемся на суррогаты, которые стоят копейки.
В то же время, если отчаяние и бессмысленность уже довели вас до мыслей о самоубийстве, то открыть глаза и перестать сопротивляться обретению смысла – это жизненно важно. Глупо упорствовать до конца в своем заблуждении. Не лучше ли потрудиться над собой, приложить усилия, пусть и немалые, разрушить свой иллюзорный мир, его мнимый комфорт поменять на истинное счастье – чем просто уничтожить себя??

Далее вполне логично возникает следующий, и наверное, главный вопрос: так каким же образом мы можем придти к истинному взгляду на действительность и обрести смысл своего существования?
Если мы вернемся к метафоре о путнике, попавшем в овраг и ищущем выход к верной дороге, то та гора, на которую необходимо подняться, чтобы увидеть путь – это гора Православия, а путь – это путь воспитания и развития своей души.
Именно в искательстве добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл существования человека.
Это тот фундамент, который никогда не даст трещину, на котором без опаски можно построить величественное здание человеческой жизни. И это величие будет не временным, фальшивым, а вечным – величием внутренней духовной красоты, блистания образа Божия в человеке. И научив свою душу самому важному – настоящей Любви, научив ценить и творить ее – мы сделаем душу способной воспринять истинную Любовь в вечности, стать причастной неизреченному счастью.
Более того, встав на этот путь, мы практически сразу ощутим его отличие от всех остальных путей, в изобилии предлагаемых нам миром. И отличие это весьма важно: этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, неповторимое спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом. Благодаря этому, нам станет теплее и радостнее жить: мы увидим людей не такими мрачными, черствыми и грубыми, какими они казались нам раньше, а искренними и по-своему светлыми – потому, что души их раскроются в ответ на нашу радость и тепло.
Однако, нередко для человека, задумывающегося о смысле существования, о Боге, камнем преткновения, мешающим придти к искренней вере, является мысль о несправедливости мира. Мир несправедлив: люди, живущие по совести, страдают, страдают и дети, не успевшие сотворить никакого греха, а те, кто живет нечестно, благоденствуют…
Этот аргумент состоятелен, только если смотреть на жизнь с позиций этого, земного мира. Если верить, что все кончается смертью, то действительно, понять страдания праведных и процветание неправедных – невозможно.
Однако если посмотреть на ситуацию глазами христианина, то все встает на свои места. Во-первых, Бог исходит не из закона справедливости, а из закона Любви. Во-вторых, Он рассматривает всякое благо или зло не с точки зрения земной жизни человека, а с точки зрения духовной пользы для его души, которая вечна. И в силу этих двух причин, большим проявлением любви Божией к нам является, как это ни парадоксально, то страдание, которое Он нам посылает, каждому по его силам. Потому, что именно страдание в значительной степени воспитывает нашу душу, учит ее не прилепляться к миру сему, а уже живя на земле, душой стремиться к непреходящим благам будущей жизни.
Именно страдания, которые в большей или меньшей степени посылаются каждому из нас, как ничто другое помогают нам понять, что все блага нашего мира – призрачны и непрочны, и жить ради стяжания этих благ – бесперспективно, так как никто из нас не сможет взять их с собой в мир иной; и более того, даже здесь, на земле, никто не может быть полностью уверен, что ждет его завтра, и рассчитывать, что эти блага пребудут с ним до самой смерти.
Святые угодники Божии, осознавая это в полной мере, считали скорби - посещением Божиим, а если у них в течение продолжительного времени не было никаких бед и скорбей, то всей душой переживали и считали это плохим признаком, говоря: «Наверное, Бог меня оставил». Они понимали, что полное благоденствие, сытая и безмятежная жизнь – один из факторов угасания духовного начала в человеке. По словам Евгения Трубецкого, «одно из величайших препятствий, задерживающих духовный подъем, заключается в том призрачном наполнении жизни, которое дает житейское благополучие. Комфорт, удобство, сытость и весь обман исчезающей, смертной красоты — вот те элементы, из которых слагается пленительный мираж, усыпляющий и парализующий силы духовные. Чем больше человек удовлетворен здешним, тем меньше он ощущает влечение к запредельному. Вот почему для пробуждения бывают нужны те страдания и бедствия, которые разрушают иллюзию достигнутого смысла. Благополучие всего чаще приводит к грубому житейскому материализму. Наоборот, духовный и в особенности религиозный подъем обыкновенно зарождается среди тяжких испытаний. Глубочайшие откровения мирового смысла связываются с теми величайшими страданиями, которыми пробуждается и закаляется сила духа». (Материал Е.Трубецкого о смысле страдания читайте на нашем сайте: https://pobedish.ru/main/pain?id=100 )
Кроме того, попуская скорби и страдания, Господь тем самым хочет нас привести к пониманию важного факта: этот мир – это мир поврежденный, и в нем невозможно достичь полного счастья. Мы страдаем именно потому, что мы отпали от источника всякого блага, сами лишили себя жизни божественной.
Стяжание вечного смысла и вечного счастья, свободного от всякой тоски, возможно только через познание всей скорби жизни в отрыве от Бога. Только почувствовав «на своей шкуре» эту печаль мира сего, наша душа сможет восскорбеть о разрыве с источником настоящего счастья – с Богом.
Если говорить о страданиях детей, то можно сказать, что это, как и все остальное, попускается Богом по Любви: это сильнейший фактор переосмысления мира для их близких, фактор понимания того, что искать благополучия в этом мире, отпавшем от Бога, бесполезно; что не стоит прилепляться к благам этого мира, но, любя своих детей, стоит прежде всего желать им пользы духовной, воспитывать их не для призрачного успеха во временной жизни, а для непреходящего блаженства в вечности. И по отношению к детям Бог проявляет Любовь, если посмотреть опять же с позиции вечности. Давая им возможность пострадать, забирая их к себе, Бог дает им бесконечное благо, которое мы даже не можем оценить…
О страданиях невинных, в том числе детей, и о справедливости замечательно писал профессор Алексей Ильич Осипов, его материал можно прочитать на нашем сайте: https://pobedish.ru/main/pain?id=18

На проблему справедливости нашего мира можно посмотреть и с несколько иной стороны – вывод будет тот же. Если вышеприведенные аргументы кажутся вам слишком абстрактными, возможно, вам более доходчивой покажется следующая метафора. Возьмем клетки человеческого организма. Они постоянно обновляются, делятся, отмирают... Внешне все они заметно отличаются: клетки печени выглядят иначе, чем клетки сердца или легких; внутреннее строение у клеток примерно одинаковое, и каждая клетка несет в своем ядре ДНК, в которой заложена генетическая информация об организме. И таким образом, в каждой клетке в некотором смысле заложен образ всего человека. Смысл жизни клетки в том, чтобы поддерживать работу своего органа, и в итоге – всего организма, всего человека.
У каждой клетки своя роль, это сложнейшая система. Но каждая клетка находится на своем строго определенном месте. И каждая клетка – это всего лишь один из множества элементов системы, она не может стать «главной», не может вырасти до целого организма. Она просто выполняет свои функции и в определенный момент умирает, уступив свое место другим, новым клеткам. При этом все клетки работают не хаотично, а по единому плану. Все клетки друг друга поддерживают, недостаток в работе одного органа восполняется усиленной работой других органов. Например, парные органы – такие, как почки, легкие – берут на себя функцию второго органа, если его удалили. Все это делается для того, чтобы человеческий организм в целом мог нормально функционировать.
С точки зрения клетки, жизнь несправедлива. Ведь она вынуждена, подчиняясь строгому плану, долго и тяжело работать – а потом просто умереть – только для того, чтобы поддерживалось какое-то неведомое ей высшее сознание. И вот в один момент в организме может появиться клетка, которая скажет: «Мне не нужен порядок, мне не нужен единый план, я не желаю подчиняться. Никакого высшего разума нет, есть мы, клетки, и каждая сама за себя. Я живу, чтобы есть, пить, расти, размножаться. Почему я должна что-то ради кого-то делать? Все, хватит, теперь я хочу пожить для себя. И как можно дольше».
Это, как вы уже догадались, раковая клетка. Она выходит из подчинения общему плану развития. Такие клетки начинают очень много потреблять, перестают что-либо отдавать, при этом они боятся умирать – и не подчиняются законам отмирания клеток, не уступают место молодым клеткам. При микроскопическом исследовании раковой ткани видно, что клетки – бесформенные, изломанные, совершенно потерявшие свой первоначальный вид, и чем дальше зашло злокачественное изменение ткани, тем более уродливы клетки. Вокруг себя эти клетки строят конгломераты подобных клеток, не подчиняющихся плану, и так образуется опухоль. По мере роста опухоли, клетки научаются встраивать в себя кровеносные сосуды, и забирают себе все питание, которое идет по сосудам в данный орган (именно этим объясняется истощенность онкологических больных на поздней стадии). Так раковые клетки растут, пожирают все, что можно, не оставляя ничего никому. Когда объем опухоли уже большой, верхние клетки сильно давят на нижние, и те просто превращаются в зловонную жижу. Парадокс: именно нижние клетки были первыми раковыми клетками в организме, они запустили весь этот процесс – и сами же оказались жертвой своей алчности. Самое страшное: безудержное потребление, выход из подчинения единому плану приводит к смерти и самих клеток, и всего организма…
Не напоминает ли это психологию современного человека? Мы ведем себя так же, как раковые клетки. Мир нам кажется несправедливым, нам непонятен план, законы, по которым развивается наш мир. Причем непонятен просто потому, что мы не потрудились получить хотя бы некоторые знания об устройстве мира, о нашей душе…
И мы отвергаем этот высший план, мы хотим жить только ради себя, ради удовольствия, заключающегося в бесконечном потреблении. Нам уже наплевать на природу, нас не интересует экология, мы готовы все загадить вокруг себя (так мы и поступаем), лишь бы нам максимизировать потребление. Мы все готовы оправдать кажущейся несправедливостью мира, наш девиз – «Хочешь жить – умей вертеться». А на самом деле мир устроен премудро, и в этой удивительной системе каждому – своя роль и свое место, как в человеческом организме у каждой клетки своя функция. И каждый может, выполняя именно свою задачу, в полной мере самореализоваться, и в итоге – найти истинный смысл своего существования. И каждого из нас Бог поставил именно на то место, на котором мы, трудясь и развиваясь, сможем принести больше пользы миру, и – что самое важное – сможем воспитать свою душу, развить ее, чтобы она была готова принять истинное, бесконечное блаженство после смерти тела.

Как вы уже, вероятно, заметили, на нашем сайте используется метафора: жизнь уподоблена войне. С этой точки зрения также можно рассмотреть распространенный аргумент об отсутствии смысла жить по причине несправедливости мира. Часто можно услышать подобное: «Почему у других есть деньги (квартира, машина, заботливая жена, дача на Рублевке… и т.д.), а у меня нет?? Почему кто-то родился в богатой семье и его до 40 лет родители обеспечивают, а я с 16 лет вынужден курьером работать за копейки??»
Вопрос: а почему исходная предпосылка – что условия должны быть равны? Так, на войне у разных подразделений разные задачи, в рамках подразделения у каждого бойца тоже своя задача; кто-то сражается на фронте, кто-то работает в тылу у станка, кто-то на оккупированной территории детей растит, перебиваясь с хлеба на воду. Кому легче?? Скажете: что за постановка вопроса, разве на войне об этом думают? Действительно, на войне не до этого. Каждый знает свое дело, и стремится его на совесть выполнить, понимая при этом, что вносит свой – пусть и небольшой – вклад в общую победу. И только трусы и предатели задаются вопросами, подобными такому: «Почему я окопы на передовой рыть должен, а Васька, мой бывший одноклассник, в далеком тылу в комендатуре отсиживается, тепленькое местечко нашел!»
Остальные, не трусы и не предатели, прекрасно понимают, что без дисциплины войну не выиграть, и кого на какое место поставить – решать командиру. И не солдатское это дело – думать о том, справедлив или нет командующий армией. И нелепо сравнивать, кто внес в победу больший вклад: солдат на передовой или колхозница, выращивающая зерно на хлеб для этих же фронтовиков. Одно дополняет другое.
И в нашей жизни мы, как на войне, сражаемся против зла: каждому дается свое место, и на любом из них можно сражаться с врагом. Чем больше каждый из нас преображает свою душу, побеждая в ней зло, и облагораживает маленький мирок вокруг себя, тем прекраснее становится наш мир в целом, добрее, светлее и радостнее. Это взращивание в душе любви, общее стремление к победе над злом в нашей жизни; и в этой борьбе каждому дана своя задача, именно такая задача, с которой мы в состоянии справиться. Непосильного нам не дается ничего.
Все эти слова могут показаться банальными и наивными, но именно живя таким образом, мы сможем наконец обрести смысл, а вместе с ним и ощущение счастья. Так, смысл нашей жизни в том, что каждый, выполняя свою задачу, служит общему делу, и труд каждого дополняет труд остальных, по слову апостола Павла:
«И …по данной нам благодати имеем различные дарования… Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом… иному дары исцелений, тем же Духом. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос… Если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. И вы - тело Христово, а порознь члены». (Рим.12, 6; 1Кор.12, 7-9, 11-12, 16-18, 27). (В этих словах, кроме того, еще один ответ на наши сомнения о справедливости…)

В поисках смысла мы предлагаем всем задумывающимся о суициде еще раз поразмыслить над мудростью христианского вероучения; в частности, над важнейшими аспектами православного взгляда на смысл жизни, так емко и глубоко отраженными в нескольких кратких словах молитв.
Так, в православных молитвах Бог называется «Владыкой жизни моей» («Владыко живота моего»). Вдумаемся в эти слова. Это не просто величание господина, которому поклоняются и подчиняются, это нечто гораздо большее. Этими словами мы признаем, что мы не просто служим Богу исполнением Его святых заповедей по любви к Нему и в надежде на райское блаженство, но всю нашу жизнь признаем принадлежащей не нам, а Ему, и признаем с радостью.
Не мы себя создали и родили, а Он нам дал жизнь, и она по-прежнему принадлежит Ему. И хотим ли мы этого или нет, но нам придется дать Ему отчет о том, как мы ее использовали, и в надлежащем ли состоянии мы ее в момент смерти возвращаем в руки Владыки… Совершив самоубийство, выбросив свою жизнь, отказавшись от нее, сможем ли мы отдать этот долг?
И не стоит сомневаться в благости Творца при словах о долге: именно по любви дал Он нам эту временную жизнь, чтобы мы могли ею пользоваться - свою душу взрастить для вечности, дабы Он в вечности подарил нам истинное блаженство, которое мы просто не способны будем воспринять, если не подготовим, не воспитаем свою душу.
Кроме того, есть и другой аспект: Владыкой называем мы Бога также потому, что именно Он распоряжается обстоятельствами нашей жизни, и распоряжается по праву. Это Его дело, это в Его компетенции. А наше дело – не возмущаться, не сомневаться в правильности Его «распоряжений», не впадать в депрессию от того, что у нас «все плохо» и жить дальше незачем… а ДОВЕРЯТЬ Ему, принимая с любовью и с благодарностью то, что Он как Владыка нам решил послать. И мы принимаем все то, что кажется нам нестерпимым и бессмысленным – потому, что знаем, что Владыка никогда не дал бы нам того, чего мы были бы не в силах пережить, и не просто пережить, а пережить с духовной пользой.
«Смысла Податель» – такими словами христиане тоже обращаются к Богу. И это тоже повод задуматься. Именно через обращение к Богу мы обретаем истинный смысл нашего существования в этом мире. И если мы будем искать его, отрицая Бога, наши поиски обречены на провал… Бесспорно, мы можем найти нечто, что мы назовем смыслом нашей жизни, и можем прожить ее всю, ориентируясь на это нечто. Но при смерти не скажем ли мы себе, что не стоило до гроба обманывать себя, заглушая голос души (которая «по природе христианка» -( кто сказал- надо написать!!!))суетой мира?

О православном взгляде на смысл существования человека доступно и всеобъемлюще писал святитель Феофан Затворник. «Цель жизни… надо определенно знать. Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Поставьте вы себе законом для жизни вашей всеми силами преследовать эту цель – сами увидите, какой свет разольется оттого на временное ваше на земле пребывание и на дела ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хоть она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче; кто меньше – того и содержание будет менее богато. Господь всякому воздает по делам его».
И не только в будущем, но и в настоящем жизнь по совести, жизнь ради воспитания своей души для вечности, как мы уже говорили выше, дает человеку истинное счастье, по словам святителя Феофана: «Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей…– и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се – рай! Напротив, когда дух не удовлетворяется… тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется… как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем… и настойчиво требует своего. Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность». Думается, каждому из нас это знакомо…
Итак: либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья; либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни.
Выбор за вами.
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Психологический тест онлайн
Аватара пользователя
foxman
майор
майор
Сообщения: 537
Зарегистрирован: 12 авг 2008, 17:14
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: США

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение foxman »

 
И где же это инстанция, почему если все так правильно и веками проверено до сих пор не работает ? Израиль провалил идею Бога, Америка погрязла в отступничестве и стоит на пороге саморазрушения. Советский социализм пускай и развитой так и не доразвилЯ. Где позитивный опыт в массах или это только редким счастливчикам улыбается поймать смысл существования?

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Кризисный психолог »

 
foxman писал(а):И где же это инстанция,
Какая инстанция?
почему если все так правильно и веками проверено до сих пор не работает ?
Потому что люди не хотят Бога, а хотят все и сейчас. Желательно сегодня же.
А работает только у тех, кто правильно понимает приорететы.
Израиль провалил идею Бога, Америка погрязла в отступничестве и стоит на пороге саморазрушения.

А разве их идеология соответствует тому что написано в статье? Как раз наоборот. Именно по этому и провалили.
А Израиль идеи не проваливал. Гораздо раньше провалили в целом иудеи.
Где позитивный опыт в массах или это только редким счастливчикам улыбается поймать смысл существования?
Позитивноого опыта много. А в массы это не перейдет. Вообще всем доступен смысл, но большинству просто не хочется по нему идти
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Аватара пользователя
foxman
майор
майор
Сообщения: 537
Зарегистрирован: 12 авг 2008, 17:14
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: США

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение foxman »

 
Инстанция? Земная разумеется ибо смысл ищем на земле, та что правомочна выносить приговоры, решения не вступившие в законную силу... Почему у антихриста получится мировой порядок, а у Бога нет?

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Кризисный психолог »

 
foxman писал(а):Инстанция? Земная разумеется ибо смысл ищем на земле, та что правомочна выносить приговоры, решения не вступившие в законную силу... Почему у антихриста получится мировой порядок, а у Бога нет?
Вся статья и отвечает на Ваш вопрос. Именно из-за того что смысл ищут там, где он совсем не полный, и получаются проблемы обессмысливания. На мой взгляд об этом очень понятно написано (или нет?). И ясно что приговоры никакая земная инстанция выносить не может. И мировой порядок получится у антихриста ненадолго. Но это выходит за обсуждение статьи. И даже не имеет отношения к смыслу жизни
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Аватара пользователя
Евфимия
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 20:41
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Евфимия »

 
foxman писал(а):Израиль провалил идею Бога, Америка погрязла в отступничестве и стоит на пороге саморазрушения. Советский социализм пускай и развитой так и не доразвилЯ.
Общеизвестный американский жизненный принцип - "курицу в каждую кастрюлю" (машину каждому взрослому, пентхаус и тд). По-моему, в статье о том и говорится, что материальные блага, как это ни парадоксально, счастливым человека не делают.

Аватара пользователя
Светлана
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 1545
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 18:02
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Киев

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Светлана »

 
Михаил Игоревич, большое Вам спасибо за статью!
«Вскрывать себе вены - это для других, потому что для других подвиг - умереть, а для меня подвиг - жить».
Эдвард Радзинский

Galina M
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 1209
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 10:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Galina M »

 
Большое спасибо за статью! Точно так и есть:
Это тот фундамент, который никогда не даст трещину, на котором без опаски можно построить величественное здание человеческой жизни. И это величие будет не временным, фальшивым, а вечным – величием внутренней духовной красоты, блистания образа Божия в человеке.
Более того, встав на этот путь, мы практически сразу ощутим его отличие от всех остальных путей, в изобилии предлагаемых нам миром. И отличие это весьма важно: этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, неповторимое спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом.
Это, как вы уже догадались, раковая клетка. Она выходит из подчинения общему плану развития. Такие клетки начинают очень много потреблять, перестают что-либо отдавать, при этом они боятся умирать – и не подчиняются законам отмирания клеток, не уступают место молодым клеткам. При микроскопическом исследовании раковой ткани видно, что клетки – бесформенные, изломанные, совершенно потерявшие свой первоначальный вид, и чем дальше зашло злокачественное изменение ткани, тем более уродливы клетки.
Видела под микроскопом. Они еще теряют способность к нормальной адгезии, т.е. прилипанию к своим родственным клеткам (отсюда метастазы, т.е. распространение этих клеток в другие ткани и органы). Это рыхлая масса бесформенных клеток с огромным ядром. Которые потеряли способность нормально взаимодействовать с другими клетками своей ткани.
Но при смерти не скажем ли мы себе, что не стоило до гроба обманывать себя, заглушая голос души (которая «по природе христианка» -( кто сказал- надо написать!!!))суетой мира?
"Древний церковный учитель Тертуллиан сказал в свое время: "Душа человека по природе христианка"." - Патриарх Алексий II. https://www.rg.ru/2007/01/19/alexiy.html

Очень понравилась статья. Еще раз, огромное спасибо!
"Тебе нужна была рука, я дал тебе две"...

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Психолог
Сообщения: 3425
Зарегистрирован: 20 июн 2008, 08:49
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Москва

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Кризисный психолог »

 
Galina M писал(а):Большое спасибо за статью!
Спасибо Вам за отзыв (И Светлане тоже). Очень лестно. хочу сказать, что дополненная и систематезированная версия, которую скоро разместим на Победишь, будет гораздо лучше. :D
Видела под микроскопом. Они еще теряют способность к нормальной адгезии, т.е. прилипанию к своим родственным клеткам (отсюда метастазы, т.е. распространение этих клеток в другие ткани и органы). Это рыхлая масса бесформенных клеток с огромным ядром. Которые потеряли способность нормально взаимодействовать с другими клетками своей ткани.
Я думал написать про адгезию, но потом решил, что не надо очень "нагружать" статью цитологической информацией.
А вообще там можно очень много параллелей еще провести. Особенно учитывая то, что я довольно хорошо знаю канцерогенез ;)
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)

Дмитрий
Психолог
Психолог
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 20 июл 2008, 02:50
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Смысл жизни или Где найти смысл существования

Сообщение Дмитрий »

 
Замечательная статья :11:
Готов подписаться под каждым словом :)

Ответить

Вернуться в «О смысле смерти и смысле жизни»