Как совместить веру, психологию и науку?
- Миртеб
- полковник
- Сообщения: 8384
- Зарегистрирован: 19 апр 2012, 21:36
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Словом транс сегодня обозначают многие вещи и четких границ у него нет. Поэтому очень сложно говорить о трансе как такогом. Можно разобрать что-то конкретное.
Иногда есть что-то полезное само по себе в других религиях, а также часто противоположных православию течениях. Но самому все это разбирать - значит подвергать себя большой опасности. Разве православие учит чему-то плохому?
Традиционная медитация подразумевает противоположные Христу вещи. Попытки применять медитацию в католичестве были рассмотрены православием и был сделан вывод, что медитация, даже так называемая христианская не является Богоугодной. Даже монахи изучающие книги, противоположные Христу подвергаются искушениям.
Иногда есть что-то полезное само по себе в других религиях, а также часто противоположных православию течениях. Но самому все это разбирать - значит подвергать себя большой опасности. Разве православие учит чему-то плохому?
Традиционная медитация подразумевает противоположные Христу вещи. Попытки применять медитацию в католичестве были рассмотрены православием и был сделан вывод, что медитация, даже так называемая христианская не является Богоугодной. Даже монахи изучающие книги, противоположные Христу подвергаются искушениям.
Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен
- Indigo
- майор
- Сообщения: 546
- Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Киев
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Большое спасибо за ответы)))Теперь вот сильно задумался, нужны ли мне эта медитации..)Созрел еще один спорный вопрос. Сны. Толкование сновидений. Нет, не в плане каких-то мистических и т.п значений,а в плане расшифровки ассоциаций, в общем почему снится человеку тот или иной сон и что он значит. Просто анализ сна. Так мне постоянно снились разные сны, но суть их всех была в моем сильном конфликте и переживаниях. Когда одолел некоторые из этих конфликтов, такие сны мне перестали снится? Является ли это грехом?Простой анализ сновидения, без разного рода символизма и мистики.Миртеб писал(а):Словом транс сегодня обозначают многие вещи и четких границ у него нет. Поэтому очень сложно говорить о трансе как такогом. Можно разобрать что-то конкретное.
Иногда есть что-то полезное само по себе в других религиях, а также часто противоположных православию течениях. Но самому все это разбирать - значит подвергать себя большой опасности. Разве православие учит чему-то плохому?
Традиционная медитация подразумевает противоположные Христу вещи. Попытки применять медитацию в католичестве были рассмотрены православием и был сделан вывод, что медитация, даже так называемая христианская не является Богоугодной. Даже монахи изучающие книги, противоположные Христу подвергаются искушениям.
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…
- Helenka
- Генерал-администратор
- Сообщения: 10618
- Зарегистрирован: 22 апр 2010, 13:11
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Украина
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Саша, начну со слов свт.Игнатия Брянчанинова о вере "Вера в истину спасает, вера в ложь губит", которые основаны на словах апостола Павла https://azbyka.ru/biblia/?2Thes.2:10-12. Это о словах, о том, что Ваша вера не стала меньше и о "немного другом понимании Бога". Я сейчас молюсь о своей новопреставленной подруге, молодой женщине и в молитве о упокоении есть такие слова, которые заставили меня задуматься о вере, о сохранении ее в чистоте:Indigo писал(а):Отвечу на вопрос, об моем внешнем православии и вере. Скорее всего так оно и есть, правда немного больше чем традиционно, просто я не совсем так выразился по поводу "исключительно православным". Я стал считать что следует если верить и быть очень близко к православию, следует полностью чтить все каноны, постится, и т.д.К примеру на Пасху все приличествуют "Христос Воскрес", я стал считать что это не совсем правильно, по моему мнению, по сколько приветствуют то на Пасху,а остальной год не чтят православие, в общем сложилась такая странная философия "Либо все - либо ничего". И тут следует делать выбор, либо заниматься тем чем я занимаюсь, либо жить православной жизнью. А вера в Бога у меня не стала меньше.
Не просто человек веровал, как ему хочется, по-своему, а не сомневаясь верил в Святую Троицу, как учит православие, до последнего своего вздоха и исповедовал свою веру, то есть жил по ней.... даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
А теперь про все или ничего . Давайте Саша разделим себя и других людей, т.е. требовать мы можем только от себя, кроме некоторых случаев, которые не имеют отношения к Вашей ситуации, поэтому решать за других говорить ли им "Христос Воскрес!" на Пасху мы не можем. Приветствую так друг друга люди, и хорошо, потому что Христос Воскрес, вне зависимости от того как живет человек, и это истина, поэтому лучше пусть звучат Пасхальные приветствия, чем богохульство, а ведь и такое, в наше время не редкость. Согласны ?
Саш, самого главного нет в Вашем перечислении, Вы привели только средства, в нем нет главного - смысла нет, цели нет. Главная цель - Богообщение.если верить и быть очень близко к православию, следует полностью чтить все каноны, постится, и т.д.
Вот слова свт.Феофана Затворника и патриарха Сергия о Богообщении:
«Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной, – учит св. Феофан Затворник. – Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем».
Очень важно понимать иерархию христианских ценностей, это не просто слова, от них зависит наша духовная жизнь. Если цель нашей жизни Бог и Богообщение, то духовная жизнь в первую очередь основывается на Таинствах Церкви, Священном Писании и Священном предании. Каноны - часть Священного Предания Церкви, но они не являются смыслом христианской жизни, они помогают жить по-христиански. Также и пост, он не цель, а средство.«Святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения как своей заветной цели» (см. Флп.1:23)»
Саша, почему я так подробно пишу об иерархии христианских ценностей, потому что от нее очень много зависит, вернее от ее правильного понимания. Некоторые ошибки в понимании этой иерархии послностью разрушают христианскую жизнь или сильно искажают ее, что может привести и к потере веры и отходу от Церкви.
Саша, а такие ли мы специалисты, чтобы полностью отследить, определить и описать все состояния измененного сознания? Я думаю, что не стоит пытаться проникать в эту сферу, которая напрямую связана с духовной, и пытаться делать вид, что "у нас все под контролем". Это неправда. В состояния, которые появляются при медитации, человек вводит себя сам, через определенные приемы, в т.ч.дыхание, благодать Божия дается, не благодаря каким-то усилиям человека, а милостью Божией и во время, которое определяет Сам Господь, а не человек. Желание медитировать, бывать в "особенных" состояниях, это крючок, на который ловится гордыня человека. И чем больше человек погружается в эту "область", тем сложнее ему оттуда выйти.Indigo писал(а):По поводу транса - впадают еще и как. На самом деле транс это просто немного измененное сознание, люди нередко его случайным образом переживают, например когда хотят спать, во время длительных поездок. Просто сложилось мнение, что это какое-то особое состояние типа опьянения.
Indigo писал(а):По поводу добра, ответ на вопрос "что такое добро" тысячелетиями пытаются ответить. Добро ли это,когда делают его рад радости?, Добро ли, когда оно порождает зло?" . Мне такие размышления нравятся. Просто привел пример на добре. Я вообще много думаю. Я не считаю поступки и не горжусь. Я вообще считаю чистым и добрым поступок,таким, когда он делается безвозмездно, причем без всякой гордости, без ожидания ответа и т.д.
Саша, хорошо, что Вы теоретические рассуждаете по поводу добра, но все-таки в таких рассуждениях стоит разделять себя и других людей, т.к. в редких случаях, мы можем знать мотивацию другого человка, те же ожидания, но свои-то мы знаем. Критерии добра и зла даны нам в Новом Завете, поэтому, чтобы не придумывать велосипед, может быть стоит воспользоваться тем, что дал нам Господь? Добро не порождает зло, зло порождает лишь грех в человеке, который может ответить добром на зло. Добро и зло это не отвлеченные понятия, а вполне конкретные, я думаю.
Да, в психологии есть множество теорий, но если Вы возмете, хотя бы творения Св.Отцов, то увидите там более глубокую психологию, ту которая опирается на духовную составляющую человеческой природы. Почитайте .Indigo писал(а):Психология вообще сложная наука, так как любой может создать свою собственную теорию и работать над ней. Она как-бы и противоречит православию и нет. Я например знаком со многими школами, в том числе с такими как фрейдизм, которые крайне далеки от веры, и верующему человеку неприятны. Я могу не разделять взгляды, но тем не менее это знать надо, поскольку школ и направлений много, а в одном развиваться не получится, надо как минимум знать другие. Я думаю что верующему это тяжело будет.
Indigo писал(а):Изучая протестантские направления, католицизм, православие, я просто не могу теперь говорить о заповедях и т.д. В любом случае, хотя мой текст и не приятен наверное для вас, лучше жить честно и достойно. Я не делаю плохо другим людям, стараюсь не грешить (хотя это невозможно наверное)
Саша, как можно жить честно и достойно (по заповедям?), если о них не думать и не говорить ?
Дело не в дороге, которую мы выбираем, то, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри
На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский
На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский
- ИринаВ
- капитан
- Сообщения: 314
- Зарегистрирован: 27 апр 2015, 04:45
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Здравствуйте!
Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология". Любая религия (в том числе христианство) - это область веры, знания, не поддающегося рациональному объяснению и доказательствам. Любая наука (в том числе психология) - это область чисто рационального знания, имеющего четкие критерии, доказательства и т. д. Как это можно совместить, мне лично неясно. Ведь никто не говорит: "христианская анатомия" или "христианская математика".
Думаю, что более точно отношения психологии и христианства можно выразить словами: "гипотеза, не противоречащая христианскому мировоззрению".
Очень распространенное и очень вредное заблуждение. Как Вы верно заметили, психология - это наука. И как любая наука, психология имеет теоретический базис, практический исследовательский материал, разработанные методы исследований и доказательств, критерии истинности, в том числе имеющие количественное измерение. Конечно, каждый может создавать в своем воображении какие угодно "теории", только к психологии как к науке они не имеют никакого отношения. Беда в том, что современное общество воспринимает психологию не как науку, а как некое волшебное средство манипулирования людьми (этим кстати объясняется бешенная популярность различных "психологических" изданий, и огромное количество псевдонаучной "психологической" литературы).Indigo писал(а): Психология вообще сложная наука, так как любой может создать свою собственную теорию и работать над ней.
Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология". Любая религия (в том числе христианство) - это область веры, знания, не поддающегося рациональному объяснению и доказательствам. Любая наука (в том числе психология) - это область чисто рационального знания, имеющего четкие критерии, доказательства и т. д. Как это можно совместить, мне лично неясно. Ведь никто не говорит: "христианская анатомия" или "христианская математика".
Думаю, что более точно отношения психологии и христианства можно выразить словами: "гипотеза, не противоречащая христианскому мировоззрению".
Всё, что у нас есть - это вера.
- Indigo
- майор
- Сообщения: 546
- Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Киев
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Helenka Спасибо за ответы))Задумался, немного переосмыслю, и еще поработаю над собой. Возможно я немного "онаучился". Схожу к священнику, поговорю)))Еще раз спасибо, чуть позднее отвечу на Ваши вопросы.
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…
- Helenka
- Генерал-администратор
- Сообщения: 10618
- Зарегистрирован: 22 апр 2010, 13:11
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Украина
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Жду Ваших ответов, Саша !
Дело не в дороге, которую мы выбираем, то, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри
На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский
На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский
- Ewe
- Генерал-администратор
- Сообщения: 18991
- Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Чем же оно так уж сильно вредно?ИринаВ писал(а):Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология".
Термин "христианская психология", как отмечает, например, д.п.н., профессор В.И.Слободчиков, не слишком точен, но удобен в употреблении. По его мнению, более точный термин, обозначающий данное направление, — это «христиански ориентированная психология» или «православно ориентированная психология».
Проф.Б.С.Братусь, д.п.н., зав.каф.общ.психологии ф-та психологии МГУ, указывая на основное отличие христианской психологии от других направлений в психологии, говорит, что христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.
Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению. Их отношение к человеку будет обогащено учением о бессмертной духовной сущности человека. И, естественно, наш выпускник будет критически относиться к некоторым психологическим методикам, например к гипнозу и таким формам психологического воздействия на сознание, как медикаменты, нейро-лингвистический метод, психоанализ. Но это и не является проблемой, поскольку многие нехристианские психологи также критически относятся к этим методам."
По его мнению, психолог не должен говорить о своих убеждениях, но рекомендации психолога и его методы будут обоснованы его мировоззрением. Христианский психолог никогда не будет говорить своему клиенту, что он христианин, но он от каких-то методов откажется, и его советы будут иметь духовную составляющую. Он никогда не будет применять методы, которые позволяют работать с измененными состояниями сознания. Он не будет использовать методы, которые совершают насилие над человеческой душой. Здесь христианская подготовка психолога будет обозначена четко, но вовсе не в вопросах религиозной принадлежности.
Здесь можно почитать процитированные интервью: https://scepsis.net/library/id_402.html
Боже наш, помилуй нас
- Indigo
- майор
- Сообщения: 546
- Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
- Пол: муж.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
- Откуда: Киев
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Спасибо))Интересная информация, добавлю еще, на счет методов, гипноз, НЛП - это понятно, тут идет неконтролируемая обработка сознания клиентов, но вот психоанализ по-моему вполне совместим с христианством, ( не фрейдистский, есть же множество гуманистических направлений психоанализа). Но направление вполне интересное, у нас есть кстати подобные психологи.Ewe писал(а):Термин "христианская психология", как отмечает, например, д.п.н., профессор В.И.Слободчиков, не слишком точен, но удобен в употреблении. По его мнению, более точный термин, обозначающий данное направление, — это «христиански ориентированная психология» или «православно ориентированная психология».
Проф.Б.С.Братусь, д.п.н., зав.каф.общ.психологии ф-та психологии МГУ, указывая на основное отличие христианской психологии от других направлений в психологии, говорит, что христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.
Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению. Их отношение к человеку будет обогащено учением о бессмертной духовной сущности человека. И, естественно, наш выпускник будет критически относиться к некоторым психологическим методикам, например к гипнозу и таким формам психологического воздействия на сознание, как медикаменты, нейро-лингвистический метод, психоанализ. Но это и не является проблемой, поскольку многие нехристианские психологи также критически относятся к этим методам."
По его мнению, психолог не должен говорить о своих убеждениях, но рекомендации психолога и его методы будут обоснованы его мировоззрением. Христианский психолог никогда не будет говорить своему клиенту, что он христианин, но он от каких-то методов откажется, и его советы будут иметь духовную составляющую. Он никогда не будет применять методы, которые позволяют работать с измененными состояниями сознания. Он не будет использовать методы, которые совершают насилие над человеческой душой. Здесь христианская подготовка психолога будет обозначена четко, но вовсе не в вопросах религиозной принадлежности.
Здесь можно почитать процитированные интервью: https://scepsis.net/library/id_402.html
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…
- ИринаВ
- капитан
- Сообщения: 314
- Зарегистрирован: 27 апр 2015, 04:45
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
Вредно оно тем, что вносит полную неразбериху в головы незакаленных граждан и рождает мысли типа: "есть христианская психология, есть нехристианская психология, есть космическая психология, есть тантрическая психология и т. д., а значит каждый может создавать какие угодно теории и развивать их как ему угодно, и все они будут правы, и все это называется наукой". Повторюсь еще раз: наука - это область рационального знания (то есть знания, которое накопило человечество пользуясь данным ему интеллектом, мышлением, логикой), и она не может принадлежать никакой религии, потому что сущность религии не познаваема рационально в принципе. Приведу пример. "У 90% детей фразовая речь формируется к 2 годам" - это научное высказывание. "Душа человека бессмертна" - это высказывание из области веры, а не научного знания.Ewe писал(а):ИринаВ писал(а):Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология".Чем же оно так уж сильно вредно?
Не соглашусь и с уважаемым проф. Слободчиковым. "Не слишком точный термин" - это слишком мягко сказано. А что значит "христиански ориентированная психология"? Это психология, которую можно изучать только христианам? или это раздел психологии, изучающий психологические особенности людей-христиан? или это методы психологического воздействия на людей-христиан? Или все-таки это методы психологического исследования и психологической коррекции, не противоречащие христианским принципам? Согласитесь, это не одно и то же.
Проблема в том, что в литературе (в том числе и научной) и быту понятие "психология" почему-то подменяет понятие "методы психологической коррекции". Хотя сами эти методы коррекции являются только малой частью обширной науки психологии.
Не могу согласиться и с А. В. Лоргусом.
Что значит "материалистический теоретический багаж"? Если у психолога "материалистический теоретический багаж", то это, извините, не психолог, а физиолог, изучающий высшую нервную деятельность.Ewe писал(а):Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению.
Всё, что у нас есть - это вера.
- Ewe
- Генерал-администратор
- Сообщения: 18991
- Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
- Пол: жен.
- Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Re: Как совместить веру, психологию и науку?
В головы незакаленных граждан внести неразбериху может что угодно. На фоне других поводов к неразберихе в мыслях и невежественным суждениям понятие "христианская психология" вовсе не выглядит устрашающим. А для тех, кто даст себе труд разобраться, что же это такое, - и вовсе прояснит ситуацию с определением сущности нового направления в психологии. Вы материал по ссылочке-то все же прочтите, чтобы нам не повторять друг другу одно и то же в разных вариациях.
Наука не противоречит религии, свидетельством тому - множество великих верующих ученых. И психология - не исключение. Факт, что "у 90% детей фразовая речь формируется к 2 годам" никак не опровергается тем, что душа человека бесммертна. Если кратко попытаться выразить суть христианской психологии, как направления науки (я, по крайней мере, так поняла уважаемых профессоров-психологов), - она базируется на понимании человека с позиций христианства, именно этим она и отличается от других направлений психологии. В остальном же она точно так же использует всю совокупность накопленного рационального знания о человеке, как и другие научные психологические направления.
Изучать христианскую психологию как отдельную дисциплину или систему образовательных программ, думаю, может любой желающий, у кого христианство как религия не вызывает отторжения. А придерживаться ее концепции в своей практике, как мне кажется, будет только верующий христианин. Хотя, конечно, не исключены психологи других верований, если это им окажется близко по духу.
Наука не противоречит религии, свидетельством тому - множество великих верующих ученых. И психология - не исключение. Факт, что "у 90% детей фразовая речь формируется к 2 годам" никак не опровергается тем, что душа человека бесммертна. Если кратко попытаться выразить суть христианской психологии, как направления науки (я, по крайней мере, так поняла уважаемых профессоров-психологов), - она базируется на понимании человека с позиций христианства, именно этим она и отличается от других направлений психологии. В остальном же она точно так же использует всю совокупность накопленного рационального знания о человеке, как и другие научные психологические направления.
Изучать христианскую психологию как отдельную дисциплину или систему образовательных программ, думаю, может любой желающий, у кого христианство как религия не вызывает отторжения. А придерживаться ее концепции в своей практике, как мне кажется, будет только верующий христианин. Хотя, конечно, не исключены психологи других верований, если это им окажется близко по духу.
Боже наш, помилуй нас