Как совместить веру, психологию и науку?

Что такое смерть, жизнь, что ждет после смерти (Премодерация)
Аватара пользователя
Миртеб
полковник
полковник
Сообщения: 8384
Зарегистрирован: 19 апр 2012, 21:36
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Миртеб »

 
Словом транс сегодня обозначают многие вещи и четких границ у него нет. Поэтому очень сложно говорить о трансе как такогом. Можно разобрать что-то конкретное.
Иногда есть что-то полезное само по себе в других религиях, а также часто противоположных православию течениях. Но самому все это разбирать - значит подвергать себя большой опасности. Разве православие учит чему-то плохому?
Традиционная медитация подразумевает противоположные Христу вещи. Попытки применять медитацию в католичестве были рассмотрены православием и был сделан вывод, что медитация, даже так называемая христианская не является Богоугодной. Даже монахи изучающие книги, противоположные Христу подвергаются искушениям.
Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен

Диагностика предрасположенности к суициду
Аватара пользователя
Indigo
майор
майор
Сообщения: 546
Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Киев

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Indigo »

 
Миртеб писал(а):Словом транс сегодня обозначают многие вещи и четких границ у него нет. Поэтому очень сложно говорить о трансе как такогом. Можно разобрать что-то конкретное.
Иногда есть что-то полезное само по себе в других религиях, а также часто противоположных православию течениях. Но самому все это разбирать - значит подвергать себя большой опасности. Разве православие учит чему-то плохому?
Традиционная медитация подразумевает противоположные Христу вещи. Попытки применять медитацию в католичестве были рассмотрены православием и был сделан вывод, что медитация, даже так называемая христианская не является Богоугодной. Даже монахи изучающие книги, противоположные Христу подвергаются искушениям.
Большое спасибо за ответы)))Теперь вот сильно задумался, нужны ли мне эта медитации..)Созрел еще один спорный вопрос. Сны. Толкование сновидений. Нет, не в плане каких-то мистических и т.п значений,а в плане расшифровки ассоциаций, в общем почему снится человеку тот или иной сон и что он значит. Просто анализ сна. Так мне постоянно снились разные сны, но суть их всех была в моем сильном конфликте и переживаниях. Когда одолел некоторые из этих конфликтов, такие сны мне перестали снится? Является ли это грехом?Простой анализ сновидения, без разного рода символизма и мистики.
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…

Аватара пользователя
Helenka
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 10618
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 13:11
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Украина

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Helenka »

 
Indigo писал(а):Отвечу на вопрос, об моем внешнем православии и вере. Скорее всего так оно и есть, правда немного больше чем традиционно, просто я не совсем так выразился по поводу "исключительно православным". Я стал считать что следует если верить и быть очень близко к православию, следует полностью чтить все каноны, постится, и т.д.К примеру на Пасху все приличествуют "Христос Воскрес", я стал считать что это не совсем правильно, по моему мнению, по сколько приветствуют то на Пасху,а остальной год не чтят православие, в общем сложилась такая странная философия "Либо все - либо ничего". И тут следует делать выбор, либо заниматься тем чем я занимаюсь, либо жить православной жизнью. А вера в Бога у меня не стала меньше.
Саша, начну со слов свт.Игнатия Брянчанинова о вере "Вера в истину спасает, вера в ложь губит", которые основаны на словах апостола Павла https://azbyka.ru/biblia/?2Thes.2:10-12. Это о словах, о том, что Ваша вера не стала меньше и о "немного другом понимании Бога". Я сейчас молюсь о своей новопреставленной подруге, молодой женщине и в молитве о упокоении есть такие слова, которые заставили меня задуматься о вере, о сохранении ее в чистоте:
... даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Не просто человек веровал, как ему хочется, по-своему, а не сомневаясь верил в Святую Троицу, как учит православие, до последнего своего вздоха и исповедовал свою веру, то есть жил по ней.
А теперь про все или ничего ;). Давайте Саша разделим себя и других людей, т.е. требовать мы можем только от себя, кроме некоторых случаев, которые не имеют отношения к Вашей ситуации, поэтому решать за других говорить ли им "Христос Воскрес!" на Пасху мы не можем. Приветствую так друг друга люди, и хорошо, потому что Христос Воскрес, вне зависимости от того как живет человек, и это истина, поэтому лучше пусть звучат Пасхальные приветствия, чем богохульство, а ведь и такое, в наше время не редкость. Согласны ;) ?
если верить и быть очень близко к православию, следует полностью чтить все каноны, постится, и т.д.
Саш, самого главного нет в Вашем перечислении, Вы привели только средства, в нем нет главного - смысла нет, цели нет. Главная цель - Богообщение.
Вот слова свт.Феофана Затворника и патриарха Сергия о Богообщении:
«Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной, – учит св. Феофан Затворник. – Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем».
«Святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения как своей заветной цели» (см. Флп.1:23)»
Очень важно понимать иерархию христианских ценностей, это не просто слова, от них зависит наша духовная жизнь. Если цель нашей жизни Бог и Богообщение, то духовная жизнь в первую очередь основывается на Таинствах Церкви, Священном Писании и Священном предании. Каноны - часть Священного Предания Церкви, но они не являются смыслом христианской жизни, они помогают жить по-христиански. Также и пост, он не цель, а средство.
Саша, почему я так подробно пишу об иерархии христианских ценностей, потому что от нее очень много зависит, вернее от ее правильного понимания. Некоторые ошибки в понимании этой иерархии послностью разрушают христианскую жизнь или сильно искажают ее, что может привести и к потере веры и отходу от Церкви.
Indigo писал(а):По поводу транса - впадают еще и как. На самом деле транс это просто немного измененное сознание, люди нередко его случайным образом переживают, например когда хотят спать, во время длительных поездок. Просто сложилось мнение, что это какое-то особое состояние типа опьянения.
Саша, а такие ли мы специалисты, чтобы полностью отследить, определить и описать все состояния измененного сознания? Я думаю, что не стоит пытаться проникать в эту сферу, которая напрямую связана с духовной, и пытаться делать вид, что "у нас все под контролем". Это неправда. В состояния, которые появляются при медитации, человек вводит себя сам, через определенные приемы, в т.ч.дыхание, благодать Божия дается, не благодаря каким-то усилиям человека, а милостью Божией и во время, которое определяет Сам Господь, а не человек. Желание медитировать, бывать в "особенных" состояниях, это крючок, на который ловится гордыня человека. И чем больше человек погружается в эту "область", тем сложнее ему оттуда выйти.
Indigo писал(а):По поводу добра, ответ на вопрос "что такое добро" тысячелетиями пытаются ответить. Добро ли это,когда делают его рад радости?, Добро ли, когда оно порождает зло?" . Мне такие размышления нравятся. Просто привел пример на добре. Я вообще много думаю. Я не считаю поступки и не горжусь. Я вообще считаю чистым и добрым поступок,таким, когда он делается безвозмездно, причем без всякой гордости, без ожидания ответа и т.д.

Саша, хорошо, что Вы теоретические рассуждаете по поводу добра, но все-таки в таких рассуждениях стоит разделять себя и других людей, т.к. в редких случаях, мы можем знать мотивацию другого человка, те же ожидания, но свои-то мы знаем. Критерии добра и зла даны нам в Новом Завете, поэтому, чтобы не придумывать велосипед, может быть стоит воспользоваться тем, что дал нам Господь? Добро не порождает зло, зло порождает лишь грех в человеке, который может ответить добром на зло. Добро и зло это не отвлеченные понятия, а вполне конкретные, я думаю.
Indigo писал(а):Психология вообще сложная наука, так как любой может создать свою собственную теорию и работать над ней. Она как-бы и противоречит православию и нет. Я например знаком со многими школами, в том числе с такими как фрейдизм, которые крайне далеки от веры, и верующему человеку неприятны. Я могу не разделять взгляды, но тем не менее это знать надо, поскольку школ и направлений много, а в одном развиваться не получится, надо как минимум знать другие. Я думаю что верующему это тяжело будет.
Да, в психологии есть множество теорий, но если Вы возмете, хотя бы творения Св.Отцов, то увидите там более глубокую психологию, ту которая опирается на духовную составляющую человеческой природы. Почитайте ;).
Indigo писал(а):Изучая протестантские направления, католицизм, православие, я просто не могу теперь говорить о заповедях и т.д. В любом случае, хотя мой текст и не приятен наверное для вас, лучше жить честно и достойно. Я не делаю плохо другим людям, стараюсь не грешить (хотя это невозможно наверное)

Саша, как можно жить честно и достойно (по заповедям?), если о них не думать и не говорить :27: ?
Дело не в дороге, которую мы выбираем, то, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри

На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский

Аватара пользователя
ИринаВ
капитан
капитан
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 27 апр 2015, 04:45
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение ИринаВ »

 
Здравствуйте!
Indigo писал(а): Психология вообще сложная наука, так как любой может создать свою собственную теорию и работать над ней.
Очень распространенное и очень вредное заблуждение. Как Вы верно заметили, психология - это наука. И как любая наука, психология имеет теоретический базис, практический исследовательский материал, разработанные методы исследований и доказательств, критерии истинности, в том числе имеющие количественное измерение. Конечно, каждый может создавать в своем воображении какие угодно "теории", только к психологии как к науке они не имеют никакого отношения. Беда в том, что современное общество воспринимает психологию не как науку, а как некое волшебное средство манипулирования людьми (этим кстати объясняется бешенная популярность различных "психологических" изданий, и огромное количество псевдонаучной "психологической" литературы).
Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология". Любая религия (в том числе христианство) - это область веры, знания, не поддающегося рациональному объяснению и доказательствам. Любая наука (в том числе психология) - это область чисто рационального знания, имеющего четкие критерии, доказательства и т. д. Как это можно совместить, мне лично неясно. Ведь никто не говорит: "христианская анатомия" или "христианская математика". :D
Думаю, что более точно отношения психологии и христианства можно выразить словами: "гипотеза, не противоречащая христианскому мировоззрению". :hi:
Всё, что у нас есть - это вера.

Аватара пользователя
Indigo
майор
майор
Сообщения: 546
Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Киев

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Indigo »

 
Helenka Спасибо за ответы))Задумался, немного переосмыслю, и еще поработаю над собой. Возможно я немного "онаучился". Схожу к священнику, поговорю)))Еще раз спасибо, чуть позднее отвечу на Ваши вопросы.
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…

Аватара пользователя
Helenka
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 10618
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 13:11
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Украина

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Helenka »

 
Жду Ваших ответов, Саша :12: !
Дело не в дороге, которую мы выбираем, то, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри

На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни. Симеон Афонский

Аватара пользователя
Ewe
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 18990
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Ewe »

 
ИринаВ писал(а):Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология".
Чем же оно так уж сильно вредно? :ulibka:
Термин "христианская психология", как отмечает, например, д.п.н., профессор В.И.Слободчиков, не слишком точен, но удобен в употреблении. По его мнению, более точный термин, обозначающий данное направление, — это «христиански ориентированная психология» или «православно ориентированная психология».

Проф.Б.С.Братусь, д.п.н., зав.каф.общ.психологии ф-та психологии МГУ, указывая на основное отличие христианской психологии от других направлений в психологии, говорит, что христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.

Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению. Их отношение к человеку будет обогащено учением о бессмертной духовной сущности человека. И, естественно, наш выпускник будет критически относиться к некоторым психологическим методикам, например к гипнозу и таким формам психологического воздействия на сознание, как медикаменты, нейро-лингвистический метод, психоанализ. Но это и не является проблемой, поскольку многие нехристианские психологи также критически относятся к этим методам."
По его мнению, психолог не должен говорить о своих убеждениях, но рекомендации психолога и его методы будут обоснованы его мировоззрением. Христианский психолог никогда не будет говорить своему клиенту, что он христианин, но он от каких-то методов откажется, и его советы будут иметь духовную составляющую. Он никогда не будет применять методы, которые позволяют работать с измененными состояниями сознания. Он не будет использовать методы, которые совершают насилие над человеческой душой. Здесь христианская подготовка психолога будет обозначена четко, но вовсе не в вопросах религиозной принадлежности.

Здесь можно почитать процитированные интервью: https://scepsis.net/library/id_402.html
Боже наш, помилуй нас

Аватара пользователя
Indigo
майор
майор
Сообщения: 546
Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 14:42
Пол: муж.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве
Откуда: Киев

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Indigo »

 
Ewe писал(а):Термин "христианская психология", как отмечает, например, д.п.н., профессор В.И.Слободчиков, не слишком точен, но удобен в употреблении. По его мнению, более точный термин, обозначающий данное направление, — это «христиански ориентированная психология» или «православно ориентированная психология».

Проф.Б.С.Братусь, д.п.н., зав.каф.общ.психологии ф-та психологии МГУ, указывая на основное отличие христианской психологии от других направлений в психологии, говорит, что христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.

Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению. Их отношение к человеку будет обогащено учением о бессмертной духовной сущности человека. И, естественно, наш выпускник будет критически относиться к некоторым психологическим методикам, например к гипнозу и таким формам психологического воздействия на сознание, как медикаменты, нейро-лингвистический метод, психоанализ. Но это и не является проблемой, поскольку многие нехристианские психологи также критически относятся к этим методам."
По его мнению, психолог не должен говорить о своих убеждениях, но рекомендации психолога и его методы будут обоснованы его мировоззрением. Христианский психолог никогда не будет говорить своему клиенту, что он христианин, но он от каких-то методов откажется, и его советы будут иметь духовную составляющую. Он никогда не будет применять методы, которые позволяют работать с измененными состояниями сознания. Он не будет использовать методы, которые совершают насилие над человеческой душой. Здесь христианская подготовка психолога будет обозначена четко, но вовсе не в вопросах религиозной принадлежности.

Здесь можно почитать процитированные интервью: https://scepsis.net/library/id_402.html
Спасибо))Интересная информация, добавлю еще, на счет методов, гипноз, НЛП - это понятно, тут идет неконтролируемая обработка сознания клиентов, но вот психоанализ по-моему вполне совместим с христианством, ( не фрейдистский, есть же множество гуманистических направлений психоанализа). Но направление вполне интересное, у нас есть кстати подобные психологи.
Жизнь част преподносит сюрпризы, порой ужасные…а порой и прекрасные…никогда не поздно начать все с нуля…

Аватара пользователя
ИринаВ
капитан
капитан
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 27 апр 2015, 04:45
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение ИринаВ »

 
Ewe писал(а):ИринаВ писал(а):Еще одно совершенно вредное понятие - это "христианская психология".Чем же оно так уж сильно вредно?
Вредно оно тем, что вносит полную неразбериху в головы незакаленных граждан и рождает мысли типа: "есть христианская психология, есть нехристианская психология, есть космическая психология, есть тантрическая психология и т. д., а значит каждый может создавать какие угодно теории и развивать их как ему угодно, и все они будут правы, и все это называется наукой". Повторюсь еще раз: наука - это область рационального знания (то есть знания, которое накопило человечество пользуясь данным ему интеллектом, мышлением, логикой), и она не может принадлежать никакой религии, потому что сущность религии не познаваема рационально в принципе. Приведу пример. "У 90% детей фразовая речь формируется к 2 годам" - это научное высказывание. "Душа человека бессмертна" - это высказывание из области веры, а не научного знания.
Не соглашусь и с уважаемым проф. Слободчиковым. "Не слишком точный термин" - это слишком мягко сказано. А что значит "христиански ориентированная психология"? Это психология, которую можно изучать только христианам? или это раздел психологии, изучающий психологические особенности людей-христиан? или это методы психологического воздействия на людей-христиан? Или все-таки это методы психологического исследования и психологической коррекции, не противоречащие христианским принципам? Согласитесь, это не одно и то же.
Проблема в том, что в литературе (в том числе и научной) и быту понятие "психология" почему-то подменяет понятие "методы психологической коррекции". Хотя сами эти методы коррекции являются только малой частью обширной науки психологии.
Не могу согласиться и с А. В. Лоргусом.
Ewe писал(а):Священник и психолог А.В.Лоргус, ректор института христианской психологии, отмечает: "Наши психологи будут пользоваться всеми возможностями, которые существуют у традиционных психологов, но их теоретический багаж будет иным. Он будет не материалистическим, а христианским по мировоззрению.
Что значит "материалистический теоретический багаж"? Если у психолога "материалистический теоретический багаж", то это, извините, не психолог, а физиолог, изучающий высшую нервную деятельность.
Всё, что у нас есть - это вера.

Аватара пользователя
Ewe
Генерал-администратор
Генерал-администратор
Сообщения: 18990
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 08:31
Пол: жен.
Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

Re: Как совместить веру, психологию и науку?

Сообщение Ewe »

 
В головы незакаленных граждан внести неразбериху может что угодно. На фоне других поводов к неразберихе в мыслях и невежественным суждениям понятие "христианская психология" вовсе не выглядит устрашающим. А для тех, кто даст себе труд разобраться, что же это такое, - и вовсе прояснит ситуацию с определением сущности нового направления в психологии. Вы материал по ссылочке-то все же прочтите, чтобы нам не повторять друг другу одно и то же в разных вариациях. :ulibka:
Наука не противоречит религии, свидетельством тому - множество великих верующих ученых. И психология - не исключение. Факт, что "у 90% детей фразовая речь формируется к 2 годам" никак не опровергается тем, что душа человека бесммертна. Если кратко попытаться выразить суть христианской психологии, как направления науки (я, по крайней мере, так поняла уважаемых профессоров-психологов), - она базируется на понимании человека с позиций христианства, именно этим она и отличается от других направлений психологии. В остальном же она точно так же использует всю совокупность накопленного рационального знания о человеке, как и другие научные психологические направления.
Изучать христианскую психологию как отдельную дисциплину или систему образовательных программ, думаю, может любой желающий, у кого христианство как религия не вызывает отторжения. А придерживаться ее концепции в своей практике, как мне кажется, будет только верующий христианин. Хотя, конечно, не исключены психологи других верований, если это им окажется близко по духу.
Боже наш, помилуй нас

Ответить

Вернуться в «О смысле смерти и смысле жизни»